|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Ф. СМОЛИНА В СОБРАНИИ ТОХМ
В 2023 году исполняется 135 лет со дня рождения живописца и педагога Николая Федоровича Смолина (1888–1962), члена Томского общества любителей художеств, организатора и председателя томского филиала Ассоциации художников революционной России (1926–1931), первого председателя томского филиала Западносибирского Союза советских художников (1933–1934). Он родился 29 июля 1888 года в селе Платоновка Пермской области. Отец, железнодорожный служащий в 1900 году перевез семью в Томск, где прошли детские годы будущего художника. Он занимался в томской студии А. С. Капустиной-Поповой, ученицы П. П. Чистякова, затем учился в Казанской художественной школе (1906–1911) у Н. И. Фешина. С 1911 до 1935 год жил и работал в Томске. В 1934 он провел персональную выставку в Новосибирске и вскоре уехал жить в этот город [1, 2]. Работал всегда много, с 1910 года участвовал во многочисленных выставках, в том числе межобластных, республиканских, всесоюзных. Персональные выставки Н.Ф. Смолина при жизни состоялись в 1919, 1922, 1934, 1944, 1956 годах. В мае 1922 года он провел персональную выставку и через четыре месяца, в октябре, представил на городскую выставку тридцать новых живописных произведений. Оценки его творчества были разные как положительные, так и не очень, но при этом всегда отмечалась его титаническая работоспособность и сложный неуживчивый характер. Хорошо известна его вражда с томским графиком В.М. Мизеровым, который даже в ССХ не вступал из-за того, что в его создании участвовал Смолин. Нужно отметить, что ни тот, ни другой не принимали участия в бурной художественной жизни подотдела искусств и подотдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Томского наробраза в 1920–1921 годах, когда центром художественной жизни Томска были выпускники Московского училища живописи ваяния и зодчества во главе с Н.Н. Котовым. Мизеров лишь вел художественную студию и выполнял архитектурные зарисовки, которые закупались подотделом по делам музеев. Смолин был инструктором по графическим искусствам школьного подотдела. В протоколе секции изо Рабиса от 12 октября 1920 года оба перечислены в списке художников одиночек [3]. Вероятно, прекрасно осознавая последствия своей бескомпромиссности Смолин не стремился к лидерству. После окончания Гражданской войны и массового отъезда из Томска художников лидером стал Н.Н. Введенский, выпускник Томского технологического института, который сумел организовать всех оставшихся в Томске художников, даже тех, кто ранее никогда не выставлялся, как например Ю.Ю. Блюменталь. Смолин блистательно написал в 1924 года портрет Введенского ныне в собрании Новосибирского государственного художественного музея, где чувствуется его восхищение этой личностью. Но это были последние выставки, где томичи Мизеров и Смолин выставлялись вместе. Затем их пути разошлись. В 1926 году они возглавили на две группы томских художников. Смолин создал Томский филиал АХРРа и был непримирим с теми, кто участвовал на всесибирских выставках «Новая Сибирь», томское отделение, которой курировал В.М. Мизеров. В состав АХХРа, кроме Н.Ф. Смолина, старейшего художника города В.И. Лукина и М.Н. Пепеляева, выпускника Пензенского художественного училища, входили студенты студийцы и художники-самоучки. Бескомпромиссный Смолин провел две выставки АХХР, готовил третью, но 11 апреля 1931 года Томская АХРР по его предложению самоликвидировалась. Причина в пассивности тех немногих художников, которые остались в городе, потерявшим губернский и областной статус. После постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» переехавший в Томск А.Г. Заковряшин занимался организацией ССХ в городе. Ему удалось собрать разобщенных томичей на собрание в августе 1932, создать Бюро томского филиала ССХ в составе Смолина, Заковряшина, Давыдова [4]. Пока документы проходили регистрацию Заковряшин вернулся в Томск и Смолин стал председателем томского отделения ССХ, но никогда в своих воспоминаниях не ставил создание ССХ в Томске себе в заслугу отчего этот факт его жизни малоизвестен в отличии от его руководства томским филиалом АХРР. С 1935 года Николай Федорович жил в Новосибирске, но Томск не забывал. После персональной выставки 1944 года в Новосибирске, он в 1946 году передал в дар в Томский краеведческий музей свой графический «Автопортрет» 1943 года. При отсутствии художественного музея в городе художники проводили свои выставки в Томском краевом музее, который позже стал называться краеведческим музеем, и по неписанному закону авторы обязательно дарили музею по работе с каждой выставки, либо по какому-то поводу, как например создание АХРР, ССХ и т.п. Со второй выставки АХРР была, вероятно, подарена Смолиным акварель «Рабфаковка. Портрет ойротки» 1927 года, которая позже была передана в ТОХМ. Художественная коллекция была непрофильной в Краевом музее и закупки произведений художников осуществлялись крайне редко. Томскому художественному музею была передана из Томского краеведческого музея коллекция Смолина из 25 живописных и графических произведений автора, которая сформировалась, в основном, в результате даров автора. На единственной из работ «Девушка в голубом» есть надпись, что приобретена с выставки 1922 года. В этом году автор провел свою персональную выставку в мае [5] и в октябре участвовал в городской. По итогам последней на обсуждении выставки было принято решение о приобретении лучших произведений для музея [6]. Этюд «Девушка в синем платье» 1921 года вошел в это число. После окончания Казанской художественной школы Николай Федорович, как один из лучших выпускников получил направление в Академию художеств. Но дальнейшее обучение не состоялось. В рецензии на выставку 1922 года ректор Томского университета Б.Л. Богаевский писал про живопись Смолина «Краски чисты, ярки, но все же они не горят и несколько монотонны. В работах нет звучности, нет приятной гармонии, аккордов красок, и в этом его слабая сторона. Он помещает по соседству однородные краски, пишет полутонами. В работах видны мастерство, большая техника и если бы он попробовал перейти к контрастным тонам, то, вероятно, ему бы удалось горение красок… Побольше разнообразия, побольше смелости – вот что можно пожелать художнику.» Дальнейшее творчество художника свидетельствует о том, что он прислушался к рекомендации искусствоведа с европейским образование, авторитет которого в Томске был незыблем. Т.А. БЫЧКОВА. 2023
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|