|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 120 лет со дня рождения Б.Н. Ермолаева
Борис Николаевич Ермолаев (5 августа 1903, Петербург – 27 августа 1982, Ленинград) - график, литограф, живописец, иллюстратор книг и периодических изданий, народный художник РСФСР, член Союза художников СССР. Борис Ермолаев родился 5 августа 1903 г. в Петербурге в семье служащего. Интерес к рисованию проявился рано, но годы революции и гражданской войны были не самыми лучшими для получения академического образования. Только в 1921 г. Борис поступил в Петроградский художественно-промышленный техникум в Демидовом переулке, где учился у В.Н. Федоровича и М.И. Авилова, представителей традиционной академической школы. После окончания техникума в 1925 г. молодой художник был призван на службу в армию, где старался не оставлять рисование. С тех пор занятие графикой превратилось в привычную составляющую не только творчества, но и заработка. Однако творчество всегда было на первом месте. Позже он напишет: «Я художник. Всю свою жизнь я страстно желал, чтобы мой труд ничего общего не имел с «делом». Иногда мне это удавалось, иногда нет. Как только мой труд связывался с «делом», я переставал быть нет только вежливым, благородным, интеллигентным; переставал быть добрым, спокойным, дружелюбным». Первый профессиональный опыт Бориса Ермолаева был связан с работой в ленинградских газетах и журналах («Ленинские искры», «Красная панорама», «Резец»). Заметив за собой вкус к рисованию, он делал бытовые зарисовки в саду у Адмиралтейства, на пляжах Лахты, на Путиловском заводе. Жанровые наброски конца 1920-х гг., сохранившие характерные черты и подробности из жизни города, представляют первый богатый пласт творчества Бориса Ермолаева, однако больше к подобному рисованию он не обращался. В 1930 г. в Русском музее состоялась выставка Нико Пиросмани, после посещения которой Ермолаев заболел примитивом. Художник и ранее тяготел к формам наивного искусства, вывеске, лубку, знакомство с творчеством Пиросмани подсказало некоторые существенные стилистические приемы, определившие очередной этап в развитии художника. Влияние примитивизма чувствуется в малоформатных «картинах», все они выполнены в монохромной, серовато-зеленой, землистой тональности, но уже в них Ермолаев находит ключ к построению своей декоративной системы: работа по памяти и поиски обобщенного зрительного образа. Следует отметить, что он никогда не работал с натуры, только по памяти. Позже художник напишет: «Беда наша в том, что в нашем искусстве слишком много натуры. Много сходства с ней. И очень мало поэзии, мечты. Я не хочу никого обманывать, вводить в заблуждение, создавая краской иллюзию природы, человека, вещей. Я стараюсь выявить краску, показывать в сочетании ее цветовую силу, ее материальную прелесть». Работа в Бердичеве и станице Аксакайской (близ Ростова-на-Дону) в 1936-1938 гг. открыла новый период в его творчестве. Подобно тому, как несколькими годами ранее без сожаления было оставлено любимое «уличное» рисование, так и теперь художник навсегда расстался с сумеречными мотивами городской окраины. Болотная палитра художника высветляется, привнося яркое многоцветие практически локальных цветов – теперь в работах Ермолаева доминируют синий, красный, желтый, белый цвета. Южный опыт существенно повлиял на дальнейшую работу мастера. Вернувшись в Ленинград, Ермолаев попытался по-новому взглянуть на знакомые объекты его прежнего внимания. В 1941 г. Борис Николаевич вступил в члены Союза художников СССР. Настало время поиска иных путей развития, однако процесс прервали военные события. В начале Великой Отечественной войны Ермолаев оставался в Ленинграде, был призван в армию в октябре 1941 г., служил в войсках Ленинградского фронта. После тяжелого ранения в августе 1943 г. его перевели в нестроевую часть, где была возможность рисовать и заниматься акварелью. К живописи художник больше не возвращался. В послевоенном творчестве Бориса Николаевича особенную роль сыграла литографская мастерская, располагавшаяся на Мойке, 83. Основанная в 1933 г. как графическая лаборатория-мастерская секции графиков Ленинградского отделения Союза советских художников, в 1938 г. она получила новые возможности для развития (помещение и техническую базу) и превратилась в Экспериментальную литографскую мастерскую Ленинградского союза художников. В подвале бывшего Общества поощрения художеств сложилась удивительно творческая и дружеская атмосфера поисков и экспериментов художников-единомышленников. Из воспоминаний Веры Матюх, много лет проработавшей с Ермолаевым в мастерской: «Тогда была очень хорошая среда. Вместе работали, дружили, приходили друг к другу домой. Было общее отношение к искусству. Хоть каждый и работал по-своему, и никто не вмешивался в чужое, но было общее, близкое и похожее, отношение к творчеству». Здесь в литографской мастерской в полной мере раскрылся талант Бориса Николаевича – блестящего колориста и, как сейчас сказали бы, тонкого стилиста. В 1950-е гг. в технике цветной литографии он создает большие серии эстампов «Стадион» (1956-1957) и «Деревня» (1958-1961). Все художники, знавшие Ермолаева и работавшие с ним бок о бок в мастерской, не раз отмечали его удивительно светлый и одухотворенный образ. Из воспоминаний художника Валентина Курдова: «Не менее примечательной фигурой был наш староста мастерской Борис Николаевич Ермолаев, еженедельно составляющий расписание работы художников с печатниками. Он знает, кого куда записать, и кто над чем работает. Неторопливый и невозмутимый, он говорил по-особенному – медленно, отрывисто, с расстановкой чеканя каждое слово. Его бритое лицо напоминало мне прибалтийского финна. Держался со всеми с достоинством. К искусству относился свято. Бориса Николаевича все любили, почитали как фанатично преданного искусству художника, он стал как бы святым старцем». Вера Матюх, хорошо знавшая художника, рассказывала в интервью: «Однажды я его спросила: «Борис Николаевич, скажите, Вы не святой?» Он ответил: «А, может быть». Он был такой, что трудно даже изобразить. Как его картины – мягкий. С ним никогда не было проблем, всегда была улыбка, всегда он готов был помочь». В 1970-х гг. Ермолаев возвращается к рисованию. Выбирая теперь в качестве материала цветные карандаши, он широко использует опыт многоцветной печати, бережно относясь к малейшему проявлению цветового пятна, оттеняя его силу и насыщенность. В 1974 г. Борис Николаевич был удостоен звания Народного художника РСФСР. В последние годы жизни Ермолаев был одинок. Из воспоминаний Веры Матюх: «Когда он умирал, у него не было никого из близких людей. Перед этим у него была персональная выставка, очень много работ купили, и у него была большая сумма денег. Эти деньги потом перешли в Союз, была выбрана комиссия, которая решила отдать эти деньги в секцию графики, чтобы поддержать молодых художников. Это было хорошо. Он был бы доволен, если бы узнал, что его деньги не улетели на ветер, а пошли на дело». В собрании Томского областного художественного музея хранятся работы Бориса Николаевича Ермолаева, закупленные у автора в 1981 году. ДАМА В ЧЁРНОМ. 1933. Картон, масло. 69,5х41,5. Ж-1095 СЕРЕНЬКИЙ ДЕНЁК. 1934. Холст, масло. 36,5х41. Ж-1044 У ЛОТКА. 1934. Холст, масло. 24,5х38,5. Ж-1045 ДОМИКИ В СТАНИЦЕ. 1937. Холст на двп, масло. 32,5х51,5. Ж-1046 СТРАХ. 1962. Бумага, цветная литография. 44,5*59,6; 37*51,8. Внизу слева: Б. Ермолаев 62; справа: Страх. Г-2657 ВСЕГДА ВМЕСТЕ. 1963. Бумага, цветная литография. 59,5*44,5; 51,8*36. Под оттиском слева: Б. Ермолаев 63; справа: Всегда вместе. Г-2656 МИР. 1965. Бумага, цветная литография. 56*43. Внизу слева: Б. Ермолаев 65; справа: Мир. Г-2658
Источники и литература: Андреева Е. Борис Ермолаев: частный случай наивного искусства // НоМИ. 2004. № 2 (37). С. 46 – 47. Борис Николаевич Ермолаев (1903 - 1982). http://rusmuseum.ru/benois-wing/exhibitions/boris-nikolayevich-yermolayev-1903-1982-paintings-drawings-and-watercolours-colour-lithographu-from-/ (дата обращения 13.07.2023). Борис Николаевич Ермолаев 1903 – 1982. Живопись, рисунки и акварели, цветные литографии из собрания Государственного Русского музея. Альманах. Вып. 61. СПб, 2004. 60 с. График и живописец Ермолаев Борис Николаевич. https://yavarda.ru/ermolaev.html (дата обращения 12.07.2023). Два века русской литографии. Альманах. Вып. 171. СПб, 2007. 160 с. Ермолаев Борис Николаевич. http://www.artpanorama.su/?category=artist&id=418&show=bio (дата обращения 13.07.2023). Конохин Н. Борис Николаевич, вы не святой? (К 110-летию Бориса Ермолаева) http://www.nikolaygallery.ru/stati/boris-nikolaevich-vi-ne-svyatoy-k-110-letiiu-borisa-ermolaeva.html (дата обращения 12.07.2023). Курдов В. И. Памятные дни и годы. Записки художника. СПб, 1994. 238 с. Новик Д. Борис Ермолаев // Искусство. 2004. № 1 (531). С. 15. Материал подготовила Н.В. ЗОЛОТАРЕВА,
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|