Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 105 лет со дня рождения томского живописца Матвея Федоровича ГОРБАТЕНКО

В августе 2023 года исполняется 105 лет со дня рождения томского живописца Матвея Федоровича ГОРБАТЕНКО

 

7 августа 1918, д. Большие Дуравки Смоленской губ. – 31 декабря 2006, Томск

Живописец. Автор пейзажей, тематических композиций, портретов, натюрмортов. Заслуженный работник культуры РСФСР (1981).

Матвей Федорович относится к поколению художников, большая часть жизни которых совпала с годами советской власти, он был сыном своего времени – жил в искреннем согласии с требованиями эпохи. Судьба благоволила художнику: через множество испытаний и лишений он прошел по жизненному пути, не озлобившись, не сломавшись. Даже когда в 1990-х годах были уничтожены его прежние идеалы и не определены новые цели…

Он рос младшим ребенком в бедной крестьянской семье батрака, где было шестеро детей. Отец рано умер от тифа, мать болела, семья бедствовала. По решению дедушки Анания был отправлен из Смоленщины в Подмосковье на учебу в школу совхозного ученичества, где должен был получить профессию животновода. Почти беспризорная жизнь в детском доме, где он находился во время учебы, надолго сохранилась в его памяти, но одним из самых сильных воспоминаний этого времени стало знакомство со студентом художественного училища, именно тогда он узнал о другой жизни и профессии художника. Он начал много рисовать, копировать, и учеба в совхозуче уже его не привлекала. В 1930-х годах мать и четверо выживших детей переехали к дяде в Кузбасс, в живописное село Крапивино на берегу Томи. С 17 лет, закончив курсы счетоводов, Горбатенко начал работать. Судьба, совершив крутой поворот, предложила ему работу заведующего клубом в селе Тисуль (1938–1939). Его целеустремленность, дисциплинированность и талант художника были замечены. Кузбасский краевой дом народного творчества направил М.Ф. Горбатенко в Москву на заочные курсы самодеятельных художников. С сентября 1939 года Горбатенко начал получать заочное образование и был определен преподавателем черчения и рисования в школу села Макарак. Он стал писать этюды: озеро Берчикуль, река Кия, сопки, многочисленные пещеры, водопады – все стало предметом художественного исследования начинающего художника. В московском Доме народного творчества им. Н.К. Крупской [4] Горбатенко учился заочно с сентября 1939 по декабрь 1941 года.

В начале войны Горбатенко на фронт не отправили из-за слабого здоровья, подорванного в детстве, в ноябре 1942 года он был направлен на учебу в Белоцерковское военно-пехотное училище, которое дислоцировалось в Томске. С января 1943 по декабрь 1945 года М.Ф. Горбатенко служил сначала курсантом, а затем в отделе секретного делопроизводства. Художник вспоминал: «В свободное от службы время делал зарисовки с натуры. То изгородь нарисую, то березки, то птиц, то придорожные травы…». После войны был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

С 1947 года началась творческая жизнь М.Ф. Горбатенко. Его приняли на работу в томское товарищество «Художник» и в студию при товариществе, где он усердно занимался до 1953 года у В.М. Мизерова, В.И. Котовой, В.М. Хоменко, Д.М. Зорянинова. На первой областной художественной выставке в мае 1948 года начинающий художник показал 23 живописных и графических произведения: портреты, пейзажи, натюрморты, многие из которых были большими по формату. После этой выставки в 1949 году Матвея Федоровича приняли в члены Союза художников и через год выбрали председателем правления Томского отделения СХ РСФСР (1949–1952). Формированию серьезного отношения к творчеству, стремлению к большим темам и их профессиональному воплощению художнику помогли его поездки в дом творчества «Академическая дача им. И.Е. Репина» (Вышний Волочок), куда он ездил 12 лет работать по рекомендации Томского союза художников (1948–1966). Там он занимался под руководством известных советских живописцев-педагогов: А.П. Бубнова, А.П. Левитина, В.Н. Гаврилова. Горбатенко в одном из последних интервью рассказывал: «На всю жизнь запомнил первые ощущения от творческого процесса. Казалось, весь мир – для тебя. Краски, цвет, состояние природы, солнце – только успевай переносить на холст свои впечатления. Под руководством А.П. Бубнова работалось очень напряженно, но это напряжение доставляло колоссальную радость».

Послевоенные годы – это было особенное время – атмосфера странных сочетаний нищеты и богатства впечатлений, рисков, побед и открытий. Обращение художников в первой половине 1950-х годов к бытовому жанру было желанием возвращения к мирной жизни, что требовало поисков особых живописных образов, отличных от драматизма искусства эпохи войны. Почти у каждого томского художника в это время появились жанровые полотна, не перегруженные проблемными значениями. Первую всероссийскую известность М.Ф. Горбатенко принесли два холста: «Табель принесла» (1953. Х., м. 80х60) и «За советом» (1954. Х., м. 86х71). Обе работы экспонировались на ежегодных выставках произведений художников РСФСР, проходивших в Москве (1953, 1954) и на передвижной выставке советских художников (1955). Примечательно, что именно в 1953 году начался массовый выпуск миллионными тиражами репродукционных открыток, посвященных произведениям малоизвестных советских художников 1950-х годов. После передвижной выставки 1955 года жанровая композиция Горбатенко «Табель принесла» была напечатана в серии подобных открыток.

После первого успеха упорный труженик М.Ф. Горбатенко был готов приступить к главной теме в творчестве большинства советских художников – «Лениниане». В период с 1917 по 1991 год именно произведения этой тематики открывали все художественные выставки в стране. В 1956 году Горбатенко написал работу «Их судьбы» (160х126), которая уже на следующий год экспонировалась на республиканской выставке, а в 1958 году в Москве на всесоюзной выставке, посвященной 40-летию ВЛКСМ. Работа неоднократно воспроизводилась в разных изданиях. В журнале «Советская женщина» (1961), где была напечатана репродукция этого произведения, Горбатенко пишет: «У каждого художника есть любимая картина, в которой он наиболее полно старался выразить то, что его волнует. Есть такая картина и у меня – «Их судьбы», относящаяся к первым годам советской власти. Когда я писал её, то будто заново переживал время своего трудного детства. Я был таким же сиротой-беспризорником, как и три маленьких персонажа этой картины. Советская Родина стала моей матерью. Я попал в детский дом, выучился, стал художником. Ленин отечески заботился о детях, их судьбах, как о деле большой государственной важности» [8]. Работа «Их судьбы» стала поистине судьбоносной в творчестве художника: он несколько раз повторял её. Многие томичи помнят эту композицию, авторские повторы которой украшали актовые залы и вестибюли томских школ, наряду с копиями произведений других известных художников.

15 марта 1969 года М.Ф. Горбатенко открыл в краеведческом музее свою первую персональную выставку. В экспозиции было представлено 137 произведений живописи, графики и даже скульптуры. Большая часть графических работ и несколько большеформатных живописных композиций были посвящены Ленину и своеобразному направлению в истории, например, «Думы о партии», «Истоки партии» и т.д. Эта экспозиция стала своеобразным отчетом о 25-ти творческих годах жизни художника и завершением определенного этапа деятельности М.Ф. Горбатенко. Впереди была новая, разрабатываемая томскими художниками с начала 1960-х годов, тема освоения природных богатств Томской области.

Почти 20 лет выездной мастерской Горбатенко были балки и вагончики. Самоотверженный труд людей, тогда еще искренне верящих в правду жизни, своеобразная красота природы сибирского севера, ежедневная работа на пленэре, воздух открытий и прозрений помогли Горбатенко определить новую для себя цель – разработку современного живописного языка, свежей и молодой живописной мелодии, которой он будет верен до конца своих дней. Именно в конце 1960 – начале 1970-х годов была выработана собственная новая манера письма художника, а с нею и новые горизонты творческих устремлений М.Ф. Горбатенко. Исследователь биографии художника томский искусствовед Ю.И. Шепелев писал: «Это был период … становления собственного стиля, основанного на зрительно-живописном опыте, приобретенном в общении с красочным богатством окружающего мира. Лучшие этюды … давали возможность судить о том, что художник достиг творческой зрелости и стоит на пороге создания значительных произведений».

Матвей Федорович гордился, когда его называли сибирским импрессионистом. Он не был одинок: многие современные ему художники активно и сознательно использовали пластические и колористические открытия импрессионизма для обогащения своего живописного языка, оставаясь верными принципам реализма. Горбатенко, неустанно работая и имея вкус к классической колористической живописи, от прозы бытового жанра и диктата истории пришел к творческой свободе в решении эмоционально-пластических живописных задач. Художнику уже было за 50 лет, а он динамично начинал поиск себя и своей живописи заново. Впереди было еще три десятилетия радостного труда, которые Матвей Федорович прожил на одном дыхании, прислушиваясь к внутренней лирической мелодии и радуясь солнцу, освещающему все его произведения этого периода.

В 1972 году на выставках появляется холст «Начало Стрежевого» (1972). И опять он первым из художников увидел эту начальную точку будущего Нефтеграда, создал картину-символ, без пафоса и надрыва. Когда еще ничего нет, но есть вера в будущее. Вертикаль холста, стволы деревьев формируют локальный и оптимистичный, но уже исторический пейзаж. На четвертой зональной выставке «Сибирь социалистическая» в 1975 году в Томске Матвей Федорович впервые показал сибирскому художественному сообществу свою программную работу «К дальним буровым» (1972–1974. Х., м. ТОХМ). Эта работа посвящена томской нефти без буровых вышек, обозначающих нефтедобычу, и горящих факелов попутного газа, пафосно передающих праздник победы человека над природой. Ныне большой нефтяной цикл работ находится во многих музеях, в том числе в Министерстве культуры РФ, ТОХМ, историко-краеведческом музее города Стрежевого, Музее томской нефти и др. Первая персональная выставка М.Ф. Горбатенко в Москве в 1987 году проходила в Министерстве строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР, позднее художнику за 20-летний труд во благо развития отрасли был вручен знак «Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ» (1995). После выставки в интервью томским журналистам художник дал определение Сибири: «Для меня Сибирь – это колдовство, величие, поэзия. Ею никогда нельзя насладиться полностью. Для меня высшее счастье – жить в Сибири, писать её людей, её просторы».

Потом был Алтай, три поездки на БАМ, Краснодарский край, где он плодотворно работал в доме творчества «Горячий ключ». В последнее десятилетие Матвей Федорович продолжал много писать и участвовать в выставках. При жизни он провел несколько выставок в Москве, семь персональных выставок в томских музеях. Его работы хранятся в ТОХМ, ТОКМ, Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко, историко-этнографическом музее-заповеднике «Шушенское», Музее изобразительных искусств Кузбасса, Мытищенском краеведческом музее, Сальском музее им. В.К. Нечитайло, Музее Норильска и др., а также во многих частных картинных галереях в России и за рубежом.

В последние годы жизни томичи могли каждый погожий день видеть в Университетской роще, в Буфф-саду, у деревянных теремов невысокого пожилого художника с этюдником. Зимой – в тулупчике и шапке-ушанке, завязанной под подбородком, в подшитых валенках; осенью – в беретке и всегда с этюдником и раскладным стульчиком. «Природа постоянно меняет свое состояние, живет, движется. И мне хочется разгадать её тайны, запечатлеть все это. Природа отточила и облагородила мой дар, и прерывать эту связь я не хочу. Именно природа наградила меня стойкостью, энергией, умением размышлять и действовать», – делился с журналистами художник в 1999 году. Он часто говорил, что хотел бы дожить до ста лет. Горбатенко всегда определял для себя цель… Столетний юбилей мастера Томский областной художественный музей проводил без него. Человек неиссякаемого трудолюбия, яркого темперамента, неисчерпаемых духовных сил и таланта – Матвей Федорович Горбатенко – остался в нашей памяти одной из знаковых личностей художественной жизни Сибири.

 

1. Дроздова Т. Любимое время художника Матвея Горбатенко // Красное знамя. Томск. – 1999. – 6 ноября. – С. 1.

2. Веснина Т. Матвей Горбатенко: Я сын своего времени // Томский вестник. Добрый день. – 2003. – 9 августа. – С. 11.

3. Матвей Федорович Горбатенко: каталог персональной выставки. К 60-летию со дня рождения / авт.-сост. Ю.И. Шепелев. – Томск, 1980. – С. 8.

4. Микуцкая Т. Матвей Федорович Горбатенко / Победители. Томские художники – ветераны войны и тыла в Великой Отечественной. Книга II // авт. вступ. ст. Т.Н. Микуцкая, авт. перс. ст. Т.Н. Микуцкая, Т.А. Быкова и др. – Томск, 2020. С. 1—17.

5. Стойлов Э. Как прекрасна земля Сибири // Красное знамя. Томск. – 1988. – 21 января. – С. 4.

6. Томские художники. 1946–1996: альбом-справочник членов Союза художников Томска / авт. вступ. ст., справочник, приложения Т.Н. Микуцкая. – Томск: Янсон&СВ, 1997. – С. [168].

7. [У каждого художника есть любимая картина…Воспроизведение работы М.Ф. Горбатенко «Их судьбы»] // Советская женщина. – 1961. – № 9. – С. 15.

8. ЦДНИ ТО. Ф.80. Оп. 2. Д. 3061. Л.1 об.; Ф.607. Оп. 31. Д. 78. Л. 2.

 

Т.Н. МИКУЦКАЯ
2023

 

 


М.Ф. Горбатенко. Томские терема. 2002. Холст, масло. Собственность ТОХМ

М.Ф. Горбатенко. К дальним буровым. 1972-1974. Холст, масло. Собственность ТОХМ

М.Ф. Горбатенко. Начало Стрежевого. 1972. Холст, масло. Собственность ТОХМ

М.Ф. Горбатенко. Кедрачи. 1983. Холст, масло. Собственность ТОХМ
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.