Версия для слабовидящих
ВТ - ВС: 10:00 - 18:00
ПН - выходной
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Коллекция жостовских подносов из собрания Томского областного художественного музея

Жостовский промысел уникальное явление народного искусства. Его возникновение связано с зарождением в конце XVIII в. в подмосковных селах Данилково, Осташково и Жостово лаковой миниатюрной живописи по папье-маше (Папье-маше – легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги или картона с клеящими веществами). Местные мастера изготавливали шкатулки, табакерки, коробочки, портсигары и другие небольшие предметы, украшенные живописными миниатюрами. Из папье-маше делали и декоративные подносы разных размеров с живописными изображениями, а позднее и орнаментальными цветочными композициями. Постепенно производство подносов выделилось в самостоятельный промысел и развилось в ряде деревень бывшей Троицкой волости Московского уезда. Ведущая роль принадлежала Жостову, название которого дало название всему промыслу.

Начало производства подносов в Жостове принято связывать с 1825 г. – датой открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова. Как время основания промысла дата эта весьма условна. Само создание мастерских свидетельствует не о начале производства, а об определенном уровне его развития. В 1830-х в здесь стали делать подносы не только из папье-маше, но и из железа. Вероятно, идея была заимствована у мастеров из Тагила. Сохранились воспоминания о том, что однажды Осип Филиппович Вишняков приехал с ярмарки с Урала и привез металлические подносы и с тех пор будто, и местные художники перешли на металл. Среди форм подносов, бытовавших в Жостове, многие заимствованы у нижнетагильских изделий: «гитарные», круглые, восьмигранные, прямоугольные, но все эти формы были, переработаны, видоизменены и переосмыслены. Промысел разрастался, открывались новые мастерские, вовлекавшие в производство все большее число местных жителей. Народные художники в основу художественного решения поместили орнаментальные росписи и цветочные композиции на ярком цветном фоне. В XX в. живописный декоративный букет стал ведущим направлением в декоре. Со временем местные мастера благодаря своему таланту и умению тонко воспринимать природную красоту смогли превратить обычный бытовой предмет в произведение искусства.

Томский областной художественный музей обладает коллекцией из 20 подносов, выполненными художниками промысла разных поколений. К произведениям старейших мастеров относятся подносы В.И. Дюжаева и П.И. Плахова. Они начали работу еще в 1930-е г. и являются учителями более 40 современных художников. В основе коллекции лежат работы заслуженных художников, лауреатов Государственной премии им. И. Репина – М.П. Савельева, Н.Н. Гончаровой. Исполненные мастерами цветочные и фруктовые композиции на ярком фоне воздушны, жизнерадостны и выразительны.

В 1960–1970-е г., в период расцвета промысла, мастера Р.С. Кледова и В.В. Кледов, окончившие школу бригадного ученичества при жостовской артели «Металлоподнос», составили творческое ядро, сохраняли и развивали лучшие традиции ручной росписи, сложившиеся еще в XIX в. Их подносы овальной формы с фигурным краем, в центре которых на черном фоне изображено множество цветов самых разных оттенков, собранных в букет и корзину, отличает изысканная гармония колорита.

Коллекция подносов нашего собрания отличается разнообразием форм и художественных решений, индивидуальных подходов в раскрытии «цветочной темы».

 

Литература:

  1. Богуславская И., Графов Б. Искусство Жостова: альбом. Ленинград: Искусство, 1979. С. 5-19.
  2. Богуславская И.Я. Жостово: Декоративная живопись: альбом. Москва: Интербук, 1994. С. [5-22].

 

А.А. РЕПИНА. 2023


В.В. Кледов. Панно уникальное

В.И. Дюжаев. Поднос Цветы и виноград. 1981

Н.Н. Гончарова. Панно Лунная ночь. 1976

Р.С. Кледова. Поднос. 1970-е

А.Н. Мажаев. Поднос Тройка

А. Н. Мажаев. Поднос Утро

Б.А. Савельев. Панно Лесная поляна

В.Н. Кораблев. Поднос Золотой

М.В. Лебедев. Поднос. Вторая половина ХХ в.

М.П. Савельев. Поднос красный

Н.И. Гогин. Поднос. 1982

Н.П. Антипов. Поднос. 1992

П.И. Плахов. Панно уникальное. 1959

П.И. Плахов. Панно уникальное
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.