|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Коллекция жостовских подносов из собрания Томского областного художественного музея
Жостовский промысел уникальное явление народного искусства. Его возникновение связано с зарождением в конце XVIII в. в подмосковных селах Данилково, Осташково и Жостово лаковой миниатюрной живописи по папье-маше (Папье-маше – легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги или картона с клеящими веществами). Местные мастера изготавливали шкатулки, табакерки, коробочки, портсигары и другие небольшие предметы, украшенные живописными миниатюрами. Из папье-маше делали и декоративные подносы разных размеров с живописными изображениями, а позднее и орнаментальными цветочными композициями. Постепенно производство подносов выделилось в самостоятельный промысел и развилось в ряде деревень бывшей Троицкой волости Московского уезда. Ведущая роль принадлежала Жостову, название которого дало название всему промыслу. Начало производства подносов в Жостове принято связывать с 1825 г. – датой открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова. Как время основания промысла дата эта весьма условна. Само создание мастерских свидетельствует не о начале производства, а об определенном уровне его развития. В 1830-х в здесь стали делать подносы не только из папье-маше, но и из железа. Вероятно, идея была заимствована у мастеров из Тагила. Сохранились воспоминания о том, что однажды Осип Филиппович Вишняков приехал с ярмарки с Урала и привез металлические подносы и с тех пор будто, и местные художники перешли на металл. Среди форм подносов, бытовавших в Жостове, многие заимствованы у нижнетагильских изделий: «гитарные», круглые, восьмигранные, прямоугольные, но все эти формы были, переработаны, видоизменены и переосмыслены. Промысел разрастался, открывались новые мастерские, вовлекавшие в производство все большее число местных жителей. Народные художники в основу художественного решения поместили орнаментальные росписи и цветочные композиции на ярком цветном фоне. В XX в. живописный декоративный букет стал ведущим направлением в декоре. Со временем местные мастера благодаря своему таланту и умению тонко воспринимать природную красоту смогли превратить обычный бытовой предмет в произведение искусства. Томский областной художественный музей обладает коллекцией из 20 подносов, выполненными художниками промысла разных поколений. К произведениям старейших мастеров относятся подносы В.И. Дюжаева и П.И. Плахова. Они начали работу еще в 1930-е г. и являются учителями более 40 современных художников. В основе коллекции лежат работы заслуженных художников, лауреатов Государственной премии им. И. Репина – М.П. Савельева, Н.Н. Гончаровой. Исполненные мастерами цветочные и фруктовые композиции на ярком фоне воздушны, жизнерадостны и выразительны. В 1960–1970-е г., в период расцвета промысла, мастера Р.С. Кледова и В.В. Кледов, окончившие школу бригадного ученичества при жостовской артели «Металлоподнос», составили творческое ядро, сохраняли и развивали лучшие традиции ручной росписи, сложившиеся еще в XIX в. Их подносы овальной формы с фигурным краем, в центре которых на черном фоне изображено множество цветов самых разных оттенков, собранных в букет и корзину, отличает изысканная гармония колорита. Коллекция подносов нашего собрания отличается разнообразием форм и художественных решений, индивидуальных подходов в раскрытии «цветочной темы».
Литература:
А.А. РЕПИНА. 2023
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|