|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 100 лет со дня рождения скульптора Аделаиды Германовны ПОЛОГОВОЙ (1923–2008)
23 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения Аделаиды Германовны ПОЛОГОВОЙ (1923–2008) – известного советского и российского скульптора, заслуженного художника России, действительного члена РАХ (2001), Лауреата Государственной премии (1989) и премии президента РФ (1999). Аделаида, или по-домашнему, для друзей, Аллочка, родилась 23 ноября 1923 года в Свердловске в семье театрального художника Германа Пологова (1900–1988). Талантливая девочка по примеру отца хотела стать художником, а скульптором стала случайно. Она окончила Свердловское художественное училище по отделению живописи (1942–1948) и в Московский институт прикладного и декоративного искусства снова поступила на живопись (1948–1952). «Но очень скоро один из мастеров, присмотревшись к ее этюдам, сказал ей: не рисуешь, а лепишь. Так она стала начинающим скульптором, но окончить московский институт ни ей, ни ее однокашникам не удалось». В 1952 году институт был закрыт, а студенты завершали образование в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (1952–1955). В Москве Алла Пологова училась у А.А. Стемповского, в Ленинграде в мастерских у В.И. Дерунова, В.И. Ингала, Участник выставок с 1954. Член СХ (1957). Одной из первых работ А. Пологовой, «обративших на себя внимание коллег и критики, была монументальная скульптура «Материнство» (1960), экспонировавшаяся в 1962-м году на скандально известной выставке «30 лет МОСХ» в московском Манеже. Вполне традиционная по композиционному решению работа, тем не менее, вызвала раздражение у чиновников от искусства. Изображение полулежащей обнаженной женщины, заботливо обнимающей протянувшего к ней руки малыша, выделялось среди других экспонатов, как отмечал скульптор Дмитрий Шаховской, «спокойной самодостаточной мощью скульптурных форм», обостренных довольно смелыми диспропорциями фигур». Н.С. Хрущев, обойдя экспозицию, негодовал: «И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати поклонников этого выкорчевать!». Друг Аделаиды, Арам Асоян писал: «…я замечал уже, что единственный художник, который отнесся к этому по-мужски, была Алла Пологова». Художникам–участникам выставки досталось: в показах участвовать сложно, жесткая цензура на выставкомах и худсоветах, работы не допускают до экспонирования, заказов отныне нет. Аллу, молодую женщину и художника это не сломило. А ведь на ее долю выпало много бед: в детстве – тяжелая болезнь и война; в юности – на студентку Пологову донесли в деканат, что ей нравятся Сезанн и Матисс, за что последовало отчисление на год; в молодости – счастливая любовь, замужество, потом – увлечение мужа алкоголем и его смерть, отсутствие жилья, мастерской, денег… Единственная радость – сыночек Алёша, на всю жизнь ставший героем ее произведений: «Младенец» (1956), «Ладушки», (1957), «Портрет сына» (1959), «Мальчик, которого не боятся птицы» (1965) «Мальчишки» (1970), «Портрет сына» (1982) и других. С дорогим Алешей пришлось расстаться на многие годы после его отъезда в 1982 году в эмиграцию…. Тоска по уехавшему сыну и воспоминания о рано умершей маме воплотилась в автобиографических произведениях, наполненных светом, добротой и грустью, открывающих ее собственный мир с невостребованной нежностью и заботой: «Успевайте петь колыбельные» (1988) и «Иди и след мой сохрани» (1987). Эти скульптуры из дерева воспринимались художниками того времени и как возрождение традиционной, окрашенной, деревянной скульптуры, но главное, как изменение языка советского искусства, как формирование эталона новой советской скульптуры. Они стали программными для многих поколений молодых художников, а их автор стала «скульптором № 1» по определению художника Д. Жилинского. Искусствовед Анатолий Кантор писал: «Пологова была первой, кто показал не только скульпторам, но и вообще художникам, и поэтам, и всем творческим людям, что можно быть собой, ни за кем не следовать, ни к кому не пристраиваться, если есть своя сущность, свое творческое ядро». Много лет спустя, в 1988 году, скульптурная композиция «Материнство» (1960) была отмечена Золотой медалью Академии художеств СССР, а цикл композиций «Материнство» (1988) – Государственной премией СССР. О скульпторе пишут, что «творчество Пологовой отличается большим пластическим многообразием. Иногда, ее произведениям свойственны сдержанность и аскетизм, чаще – избыточность форм, обильных, по-барочному клубящихся, иногда геометризованных». «…В ее работах складки одежд бросают вызов законам физики, изображения рук и ног порой совершенно не считаются с реальной человеческой анатомией. И при этом все эти искажения действительности всегда работают на образ…Культура этого времени отличалась довольно большой сложностью: в ней находилось место и карнавальной изобретательности, и игре, и социальной заостренности». Именно такими критериями и эмоциональными характеристиками наполнено произведение из собрания Томского областного художественного музея: ЛЮДИ, МАСКИ, КУКЛЫ. «ТЕАТР ЖАВОРОНОК». 1969 В 1967 году была создана театральная студия под руководством режиссера Московского театра кукол Бориса Аблынина. Первый спектакль студии по пьесе «Жаворонок» (1953) французского драматурга Жана Ануя (1910–1978) на сцене театра «Современник» дал название молодому коллективу. Театр-студия просуществовал недолго и был закрыт в 1972 году. Однако о театре заговорили. Новаторский и неожиданный спектакль о Жанне де Арк, наполненный необычными выразительными средствами, да еще в новом театре с новым современными принципами, вызвал широкий резонанс не только в театральных кругах, но в целом в культурной жизни страны. Равнодушных не было. Вероятно, и Аделаида Германовна Пологова, увлеченная ярким и ироничным действом, гимном смелости, выразила по-своему суть нового театрального коллектива, создав композицию с одноименным названием. «В этом спектакле-размышлении действуют люди, куклы и маски. Люди – это Жанна и те, кто стремится установить истину. Куклы – символы действующих лиц, с которыми сталкивается героиня по ходу событий. Это демонстративно управляемые персонажи – коронованные ничтожества, непроходимый тупица архиепископ и сошки помельче – являют живой контраст с Жанной – человеком, меряющей свои поступки по законам чести и разума. И наконец, маски – великолепно придуманное олицетворение сил инквизиции. Как бы вырубленные из дерева, и наводящие ужас маски огромны, во много раз крупнее человеческой головы. Благодаря этому напыщенное лицемерие, самодовольное ханжество оказывается укрупненным настолько, что их просто невозможно не заметить и не узнать. И перед судом этой непрошибаемости – Жанна-человек, хрупкая плоть и бесконечная сила духа». Художник создала скульптурную композицию с тремя персонажами. Перед нами финальная сцена церковного суда в Руане над юной крестьянкой из Домреми, попавшей в плен из-за предательства. На первом плане – легендарная героиня французской истории Жанна, полководец, и как ее называли – «жаворонок, поющий в небе Франции над головами пехотинцев…». Тонкая, стройная девушка в левой руке держит миниатюрную фигурку с короной на голове и с мечом в руке. За спиной Орлеанской девы – в маске, может быть: Варвик (английский граф), Кошон (французский епископ) или сам Инквизитор? На заднем плане Карл, дофин, ставший благодаря Жанне королем. В первоначальном варианте произведения – гипсовом, тонированном яркими красками этюде, видно, что перед нами актеры в театральном трико и пуантах и еще – над головой «инквизитора» нимб. В отлитой в 1999 году скульптуре из бронзы этой детали уже нет, как нет и первоначально заданной театральности, игры образов. В ней по-другому проработана фигура Жанны: она изображена в платье, с новой прической, отсутствует хрупкость, беззащитность героини, сделаны новые акценты в образах других персонажей. Из композиции как-бы ушло ощущение изначального восхищения работой театрального коллектива. Осталась детальная, по-другому трактованная проработка исторического сюжета. Но если посмотреть на диапазон дат: от 1969 до 1999 – то видно, что прошло целых 30 лет. Изменилась жизнь, пришло новое понимание старой истории…. В коллекции томского музея хранится гипсовый этюд произведения, сохранивший первый творческий порыв художника А.Г. Пологовой. Аделаида Германова работала очень много: «Это был бесконечно ищущий человек, выдумщица невероятная. Благодаря ей возникали всплески новаторства в скульптуре. Я хорошо помню один случай, … женщина лежит на полу и колошматит киянкой, создавая деревянную скульптуру. Только представьте: ей около восьмидесяти, она больна раком, практически не ходит, но продолжает работать до последнего. После этого я поняла, что женщины-скульпторы не уступают мужчинам ни в чём». Кроме того, в фондах музея есть два этюда с портретами Аделаиды Пологовой. Оба произведения датируются 1985 годом. Молодые скульпторы, вероятно участники мастер-классов, встретились на творческой даче им. Д.Н. Кардовского (Переславль-Залесский), где собирались талантливые выпускники советских художественных училищ. Аделаида Германовна стала для них наставником и моделью во время коллективных занятий. Это пока только предположение, которое надо будет доказать. АСЕРЬЯНЦ Андрей Викторович Окончил в 1990 факультет керамики МВХПУ, преподаватели Н.С. Селезнев и А.Г. Кнорре Участник выставок с 1983. Член СХ (1988). С 1991 по 1998 работал в Германии. С 1998 в России. Член секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов с 1992. ПОРТРЕТ СКУЛЬПТОРА А.Г. ПОЛОГОВОЙ. 1985 КОМЕЛИН Анатолий Федорович Учился в Пензенском художественном училище имени К.А. Савицкого (1971–1976) у Г. Малова, Л. Иванова, В. Кошелева. Участник выставок с 1978. Член СХ (1984). Преподавал в ДХШ г. Барнаула (1976–1981). Персональные выставки: Подольск, 1987; 1991–1992, М., Осло; 1993–1994, 1998, М.; 1995, Калининград ПОЛОГОВА. 1985 Литература и источники.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|