|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Мастерице дымковской игрушки Валентине Петровне Племянниковой 85 лет
22 декабря исполнилось 85 лет одной из старейших мастериц знаменитого дымковского промысла Валентине Петровне Племянниковой Валентина Петровна родилась 22 декабря 1938 г. в Кирове. Окончила среднюю школу, после школы работала в «Горзеленстрое», занималась высаживанием цветов на городских клумбах, ухаживала за газонами. В 1958 она увидела объявление о наборе мастериц для изготовления дымковской игрушки и решилась подать заявление и пройти отборочный конкурс. В этот год желающих поступить было около ста человек, конкурсный отбор занял три дня. Опытные мастерицы показывали, как нужно лепить свистульку, коня, барышню, а поступающим необходимо было в точности за ними повторить. Важно было учесть соотношение шеи, ручек, ножек. У Валентины Петровны не было никакого опыта лепки, но с заданием она справилась и ее в числе других 20 счастливчиков приняли на обучение. Коллектив художников как отмечала сама Валентина Петровна, был замечательный. Она обучалась у опытных наставников: З.В. Пенкиной, Е.З. Кошкиной, З.И. Казаковой. Молодым ученицам того периода было не просто освоить все нюансы этого промысла, поскольку они пришли к дымковскому ремеслу не в детстве, как это было в прежние времена, а уже в зрелом возрасте. В 1968 г. Валентина Петровна окончила педагогическое отделение Кировского училища искусств. С 1980 г. член Союза художников СССР. Со временем сама стала обучать молодых мастериц. Активным средством раскрытия образа в творчестве В.П. Племянниковой служил цвет. Она сразу представляла, создаваемые образы расписанными. В сюжетном плане игрушки В.П. Племянниковой разнообразны и повествовательны. Она лепила как целые группы и наборы: цирковые выезды, гуляющие пары, жанровые сцены, так и традиционные фигуры-типы. Их пластика была достаточно традиционна, зато все внимание было обращено на роспись. В начале 1970-х. гг. создаваемые Валентиной Петровной индюки вызывали множество споров. Ее упрекали в колористических опытах в орнаментальной росписи хвостов, которые нарушали цельность скульптурного образа. Индюк из собрания Томского областного художественного музея, как раз относится к этому периоду творчества. С годами ее любовь к этой гордой птице не уменьшилась, а индюки стали разнообразнее и выразительнее в пластике и более цельными в росписи. В.П. Племянникова испытывала большой интерес к изучению традиций дымковской игрушки. Она самостоятельно предпринимала поездки в Москву и Ленинград для посещения музеев, чтобы познакомиться с работами старых мастериц. Делала с этих образцов зарисовки от руки простым карандашом и подписывала цвета, а уже дома расписывала их цветом. Она долгое время хранила три объемных альбома, созданные во время этих поездок. Особенно привлекали ее работы Е.А. Кошкиной. Следуя внешней канве образа цыганки, созданного Е.А. Кошкиной, она неузнаваемо меняет и сам типаж, и его характер. К этому образу Валентина Петровна возвращается неоднократно, дополняя его музыкальными инструментами или несколькими ребятишками, как в игрушке из собрания нашего музея, но всегда с росписью красками, взятыми в интенсивном звучании, придающим образам особую контрастную декоративность. Новостные публикации в интернете за последние 5 лет демонстрируют, что В.П. Племянникова сохраняет активную жизненную и творческую позицию: передает свой опыт юным ученицам из Бурятии, выступает на шоу Максима Галкина «Старше всех», проводит встречи с осужденными колонии г. Кирова, участвует в культурно-просветительском проекте «Дымковская игрушка. Наследие Вятки», организованном Вятским художественным музеем при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Литература и источники: Фото мастерицы взято с сайта http://dymka.teploruk.ru/masters/plemyannikova.html А.А. Репина.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|