Каждое произведение из музейного собрания – это загадка, даже в тех случаях, когда работа подписана с указанием фамилии, названия и даты. Так получилось и с портретом кузнеца, ударника Пчельникова кемеровского Кузбассжилстроя, выполненного в 1933 году В. Борманом. Но ни в Томске, ни в Кемерово не было известно о художнике Бормане.
В процессе исследовательской работы по изучению художественной жизни двадцатых, тридцатых годов, нам удалось установить, что в Томске жил известный хирург, участник Японской и Первой мировой войны, профессор Томского и Омского университетов, основоположник детской хирургии в России Владимир Леонидович Борман (1969–1937). Из его биографии известно: что весной 1917 года В.Л. Борман с женой были на медицинском симпозиуме в Карловых Варах, дети оставались под присмотром родственников. Владимира Леонидовича задержали дела в Петрограде, а Надежда Михайловна поехала домой, в Барнаул. 15 мая 1917 года город практически весь выгорел, был уничтожен дом Борманов со всем имуществом. Однако семья спаслась: старший сын Надежды Михайловны от первого брака, четырнадцатилетний Михаил, собираясь на охоту, накануне пожара приготовил лодку и снаряжение и, когда начался пожар, собрал маленьких братьев Алексея, Владимира, Дмитрия и отплыл от города, позже их подобрал пароход. В 1918 году семья переехала в Омск, где жила до переезда в Кемерово в 1932 году. Далее уже имея точные имена по личным делам ГАТО удалось установить, что сыновья профессора Бормана учились в Томске. Дмитрий, закончив Томский университет, стал известным физиком, а Владимир учился в Сибирском строительном институте в Томске с 1931 года, где преподавал В.М. Мизеров. Таким образом стало известно о существовании В. Бормана.
Конец 1920 – начало 1930-х – это многолетняя пауза в художественной жизни города и потому малоизучена. В 1932 году А.Г. Заковряшин и Н.Ф. Смолин пытались объединить преподавателей графических искусств в Союз художников, но первая попытка оказалась безуспешной. Удалось это сделать только в 1933 году. А весной 1934 года Союз художников провел первую выставку с участием студийцев, и все участники подарили Томскому краевому музею свои работы в честь открытия долгожданной экспозиции. Таким образом в музее оказались произведения будущих геологов Георгия Петровича Нагорского (1915–1941), Алексея Борисовича Травина (1908–1960) и студента строителя Владимира Владимировича Бормана.
Весной 1934 года Владимир участвовал на первой городской выставке Союза художников Томска работой, выполненной во время каникул, проведенных у родителей в Кемерово. На следующем курсе он учился уже в Новосибирске, куда Сибстрин перевели из Томска, и осенью участвовал на второй краевой выставке живописными работами как новосибирский художник. Обнаруженный в архиве Томского краеведческого музея текст каталога с указанием фамилии и инициалов художника подтвердил правильность наших предположений. Завершив образование Владимир Владимирович Борман оставил свое юношеское увлечение и больше уже не принимал участие в художественных выставках.
Автор статьи Т.А. Бычкова 1 июня 2018 г.
