|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 170 лет со дня рождения академика живописи Максимова Василия Максимовича
Максимов В.М. родился 17 января (28)1844, д. Лопино Петербургской губ Ведущего жанриста-передвижника 1870–1890-х годов В.М. Максимова интересовал показ реальной жизни через безыскусное изображение национального уклада жизни и быта русского крестьянства. Музей обладает тремя произведениями этого уникального мастера. Максимов родился в бедной, но грамотной крестьянской семье, в детстве остался сиротой. Рано сформировавшееся стремление стать живописцем потребовало от юного Василия Максимова больших усилий. В 19 лет он становится после череды лишений и испытаний учеником Академии художеств в Петербурге. Немалого самоотречения потребовала от Максимова и учеба, что не помешало ему с первого же года войти в число лучших учеников Академии, где его успехи были отмечены двумя малыми, большой серебряной и золотой медалями. Первая картина, принесшая ему успех, «Больное дитя» была написана в начале учебы. Художник предельно правдиво запечатлел состояние родителей у постели больного ребенка в бедной крестьянской избе. Картина стала откликом художника на смерть его маленькой племянницы летом 1863 года в родной деревне, где он находился на каникулах. Именно за это полотно в 1864 году В. Максимов, еще только начинающий постигать мастерство живописца, был награжден золотой медалью. Это произведение художника сейчас известно только благодаря репродукционному авторскому офорту. Художник, освоив технику офорта, исполнил его для «Альбома русских аквафортистов» в 1873 году. Судьба картины неизвестна. Один из оттисков с авторской доски можно увидеть в экспозиции музея. Здесь же экспонируется еще один офорт 1871 года с известного полотна художника «Мечты о будущем». Получив право на заграничную поездку, полагающуюся выпускнику Академии, имеющему золотую медаль, В.М. Максимов предпочел работать в России. Множество этюдов написано им в родной деревне. «…Писал свои картины Василий Максимович всегда в глуши, в деревне, окруженный этим своим народом…», – вспоминал о художнике И.Е. Репин. В.М. Максимов значительное время уделял работе на натуре, поискам реального выражения лиц, естественности поз и жестов героев будущих картин даже в поздний период творчества. Этюд «Крестьянский мальчик, собирающий горох»., хранящийся в музее, написан художником для картины «В чужом горохе» 1897, экспонировавшейся на XXV выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Он представляет собой пример односеансной работы, которая не требовала большого напряжения, в 1890-ые годы художник уже не мог много работать. После 1881 года Максимов уже не создавал больших произведений, писал незамысловатые бытовые сюжеты, полужанрового, полупейзажного характера, такие как в картине «В чужом горохе». Эта картина сейчас известна только по иллюстрированному каталогу ХХV выставки товарищества передвижников. На ней на первом плане изображены мальчики, лущащие горох, сидя под кустом. Фигурка мальчика слева перенесена в картину с этюда, принадлежащего музею, в найденной уже на натуре сложной позе, художник лишь слегка изменил положение ноги. На втором плане изображен старик с палкой, подкрадывающийся к мальчишкам. Художник уверенно передает вечернее освещение, прорабатывая красновато-розовыми оттенками лицо и руки, он пишет и теплое пятно солнечного света на руке, и сиреневатые холодные тени на лице и в одежде. Этюд позволяет приобщиться к лаборатории художника, увидеть, как мастер определяет позу модели для будущей картины. Как находит основные цветовые градации, которые потом будут разработаны более подробно
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|