В январе отмечается 155 лет со дня рождения крупнейшего русского скульптора рубежа XIX-XX веков Анны Семеновны ГОЛУБКИНОЙ (16.01.1864–07.09.1927)
Анна Семёновна родилась в городе Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область) в мещанской староверческой семье. В двадцать пять лет уехала в Москву. Поступила в Классы изящных искусств (1889—1890), организованные А.О. Гунстом. Её способности отметил известный скульптор и педагог С.М. Волнухин.
В 1891-1894 годах Анна училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Затем переехала в Петербург, где посещала в 1894-95 учебном году Академию Художеств в качестве вольнослушателя (класс В.А. Беклемишева).
Летом 1895 года Голубкина уехала в Париж и посещала частную Академию Коларосси. После кратковременного возвращения в Россию в 1897 году, заняв место Камиллы Клодель, Анна стала ассистенткой Огюста Родена, выполняя элементы его скульптур. В Париже она создала такие произведения как «Старая», «Огонь», «Туман».
В 1901 году Голубкина возвращается в Москву. Пробует себя в преподавательской деятельности, с большой самоотдачей и служит в Московском коммерческом училище (1901-1906), на Пречистенских рабочих курсах (1913-1916) и во ВХУТЕМАСе (1918-1922).
В 1914 году состоялась первая персональная выставка 50-летней Анны Голубкиной – в стенах Музея изящных искусств (ныне ГМИИ). Публика ломилась, прибыль от билетов оказалась огромной. Голубкина пожертвовала все на пользу солдат, раненых на фронтах Первой мировой войны.
Одной из самых известных русских женщин-скульпторов сделано немало произведений, ставших классикой станковой и монументальной скульптуры. Не так широко известны миниатюрные произведения А.С. Голубкиной – камеи из слоновой кости и морских раковин.
Портреты в мраморе, бронзе, дереве – настоящая ее стихия и в них с особой глубиной и силой раскрывается талант великого скульптора. С натуры Голубкиной создана большая галерея портретных образов. «Здесь люди самых различных слоев общества – трудовой народ, интеллигенция, высшая знать, финансовые магнаты, люди разных судеб, личности, очень непохожие друг на друга, в большинстве случаев диаметрально противоположные. Это и друзья, и родственники, люди, яркая индивидуальность которых привлекала внимание художника
Работа над портретом проходила у Голубкиной сложную эволюцию. Ей нужно было, прежде чем приступить к лепке, длительное время изучать модель, проникая в ее душевный мир, постигая ее характер. «Она стремилась пробудить в себе большой интерес к изображаемой личности, как бы «влюбиться» в нее, прочувствовать, и лишь после этого начать увлеченно работать, много зная о портретируемом, обладая богатейшим материалом для творчества. Поэтому созданные Голубкиной портреты, перерастают значение простых носителей внешнего облика своих прототипов, раскрывая перед зрителем их жизнь, их духовный мир, их характер».
Глубоко продуманы, передавая многогранность и противоречивость характера модели, изображения Андрея Белого, Михаила Лермонтова, Алексея Толстого, Вячеслава Иванова, Александра Островского, Карла Маркса, Саввы Морозова и еще более 150 произведений портретного жанра, не считая эскизов, творческих повторений и поздних отливов.
О портретах Голубкиной современник писал: «Счастливы, кто может иметь портрет от Голубкиной: ведь это увековечение личности. «Портреты» я бы делал с тем великим, осторожным и религиозным внимание, с каким египтяне изготовляли свои мумии. Один раз только приходит каждое лицо в мир; повторяющихся лиц никогда не бывает; и сделать удачные портреты кого-нибудь – значит закрепить Божие мгновение навсегда, передать «Божию вещь» поколениям и векам. …Портрет – это великое дело: повторение творения рук Божиих, минутного и умирающего – в не умирающем материале».На рубеже XIX-XX веков мастера русского и европейского искусства обращались в своем творчестве к легендам и мифам, творчески переосмысляя их. Трансформируя пространство и стирая грани реальности, говоря о вечном, художники создавали новые вариации старых историй.
Исследователи творчества А.С. Голубкиной говорили, что скульптор обладает способностью осмысливать мир в мифологических категориях, писали о специфическом истолковании автором категории времени с отрешенностью, отсутствием «чувства зрителя». Они подчеркивали, что это и «есть результат несоединимости и несводимости друг к другу законов построения времени и, как следствие, пространства «у них» – героев произведений – и «у нас» – зрителей. Эта граница – граница времени мифологического и реального, времени сна и бодрствования, времени вечного и исторического»
Искусствовед О.В. Калугина отмечала: «Знаменательно, что в творчестве Голубкиной тема тьмы и сна, а еще более – оппозиция света, огня, напряженного движения и противостоящих им внутриземного мрака, скованности, забытья стала одной из самых плодотворных, не без влияния чего, как мы понимаем, и рождался эмоционально-образный отклик у воспринимающей стороны». Произведение, которое хранится в коллекции Томского областного художественного музея выполнено из необожженной глины и поступило из Государственной Третьяковской галереи под названием «Женская голова».
Хронологически, скульптуру, можно отнести к периоду 1910-1912 годов, и трактовать жанровое направление этюда как мифологическое.
Поиск сюжетных аналогий позволил отнести к подобному ряду скульптуры «Кочка», «Сирень», «Ночь», «Огонь», «Туман», «Кустики», «Лужица».
К этюду из собрания томского музея стилистически более всего близка работа «Спящие» (1912) из Государственного Русского музея. Определенное сходство прослеживается с центральной частью композиции, со спящей женщиной.
Заключенные в одном монолите мрамора, все три образа скульптуры имеют свою скорость, плотность и свое направление движения. Женское лицо, с тяжелыми усталыми чертами, покоится в массе необработанного мрамора, символизируя основательность и опыт, покой и забытье. В девичьем, более оторванном от плоскости, утонченном лице нет полного засыпания, но и нет контакта с миром, оно на грани сна и бодрствования. Может быть, девушка пребывает в плену своих собственных волшебных видений, отгородившись от реального мира. Над двумя этими образами (зрелости и молодости) возвышается малютка. Она еще не спит и вглядывается в мир. Образ изображен в движении вперед, пухлые губки приоткрыты, произнося что-то, подбадривая себя в этом стремлении. Малютка готова к познанию неизвестного. Созданию такого масштабного тройного портрета предшествовала большая подготовительная работа.
Для того чтобы создать глубокий психологический потрет и перевести его в «вечный материал», скульптор работала в мягком материале – глине. «Живая рабочая глина», – писала А.С. Голубкина, – «большая красота, относится к ней небрежно – то же, что топтать цветы…. Скажут, что незачем придавать большое значение такому преходящему материалу, как глина, в которой не остается ни одна вещь…По своей гибкости глина совершенно не дает вам препятствий и если вы хоть раз овладеете формой и узнаете на опыте, что вы можете ее взять, … вы добьетесь той жизненности, которая вам нужна».Голубкину интересовало главным образом человеческое лицо, которое она лепила, стремясь передать в глине, то главное, что тронуло ее в модели. Она формовала только лицевую часть, поэтому ее произведения - многочисленные портреты – этюды, выполненные в виде полых масок и фронтальных изображений.
Работа широкими и узкими мазками с мягкой податливой глиной позволяла мгновенно материализовать мысль художника. Руки скульптора сами выбирали нужную по плотности глину, завершая образ. Этот прием отвечал темпераменту скульптора и встречался с самого раннего периода творчества мастера.
В 1923 году Анна Семеновна написала книгу «Несколько слов о ремесле скульптора», ставшую учебником для начинающих скульпторов. В книге сказано: «Говорят, что художнику надо учиться всю жизнь. Это правда. Но учиться не пропорциям, конструкции и прочим вещам, которые относятся к искусству так же, как грамотность к писательству, а другому настоящему искусству, где - уже не изучение, а понимание и открытия, большие и малые, воплощенные в образы или нет, - это все равно, но художники их знают и знают им цену».
Литература и источники:
А.С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. Составитель В.А. Корович. М.: Изд-во «Советский художник», 1983
Ардентова К.В. Анна Голубкина. М., «Изобразительное искусство», 1976
Багдасарова С. Пять побед и пять поражений Анны Голубкиной.
Галина Т.В. Московские страницы творчества А.С. Голубкиной //«Галерея» 2/2014. С.57-69.
Добровольский. О. М. Голубкина. М., Молодая гвардия, 1990
Лукьянов С.И. Жизнь А.С. Голубкиной. М., Детская литература, 1965
Каменский А.А. Анна Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура. М., «Изобразительное искусство», 1990
Калугина О.В. Скульптор Анна Голубкина. Опыт комплексного исследования творческой судьбы. М.: Изд-во «Галарт», 2006
Капранова И. Рельефы Анны Голубкиной. Между скульптурой и живописью// Галерея» 2/2014.С. 70-85
Розанов В.В. Среди художников. М.: «Республика», 1994
Седова И. Мифы и реальность в искусстве Анны Голубкиной// Собрание № 4, декабрь 2014
Трифонова Л.П. Анна Семеновна Голубкина. «Художник РСФСР», Ленинград, 1976, 1978
А.С. Голубкина. 1882 |
А.С. Голубкина. 1885 |
Париж. 1889 |
Выставка в Музее изящных искусств. 1914 |
Портрет Э.-Ж. Бальбиани. 1898 |
Портрет скульптора Е.Д. Никифоровой - Кирпичниковой. 1909 (1) |
Портрет Карла Маркса. 1905 |
Мария. 1903 |
Сирень. 1908 |
Камин Огонь. Женская фигура. 1900 |
Спящие и Женская голова |
Женская голова. ТОХМ |
На томском этюде прекрасно видны следы рук великого мастера |
| | |