|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / К 155-летию художника - представителя стиля модерн Федора Владимировича Боткина (1861–1905)
За художником Федором Владимировичем Боткиным закрепилось меткое определение «замоскорворецкий парижанин». Федор Владимирович, родившийся в Москве 21 октября (2 ноября) 1861 года, принадлежал к большому купеческому роду Боткиных, который дал русской культуре много известных деятелей. Получив блестящее юридическое образование в Московском университете, Ф. Боткин уехал в 1887 году в Италию. Великие итальянские мастера вдохновили его на занятия живописью, которое началось в частной мастерской, продолжилось в Миланской Академии художеств. С 1889 году уже в Париже учился у академиста А.Ф. Ролля, но благодаря дружескому общению с французскими художниками, в творчестве которых формировался стиль модерн, увлекся новыми течениями живописи. Именно Федор Боткин познакомил своего родственника С.И. Щукина, знаменитого в будущем коллекционера, с творчеством импрессионистов и их последователей. В Париже он поддерживал тесные связи с колонией русских художников. Жил художник в основном в Париже, где началась его успешная выставочная деятельность. Произведения его участвовали в крупных выставках в Германии и России. Современник, видевший раздел выставки «Союза русских художников» 1907 года, отведенный картинам умершего Ф. Боткина, писал: «Федор Боткин изображает красоту женщины так, что она действительно является цветком, чистой, привлекательной ласкающей формой. … Искусство Боткина …отбрасывает прочь пластическую выпуклость и пестроту действительности, остаются два-три красочных тона, чуть заметные нюансы, тени, и только. Локоны вьются, глаза сияют, губы раскрыты, – все это пленительно и отвлеченно. Настроение грусти, иногда легкого недоумения, еще больше украшает этих девушек». Слова принадлежат А. В. Луначарскому, опубликовавшему отзыв на выставку в № 2 журнала «Вестник жизни» (Петербург, 1907). Ф.В. Боткин вошел в историю русского искусства как художник, писавший исключительно женские головки и своеобразные декоративные панно с обнаженной женской фигурой на условном цветочном фоне. Работы Боткина типичны для стиля модерн с его преобладанием в «сюжетном плане женского начала» (О. Давыдова), вниманием к певучести красочной гаммы и линий, обобщенностью рисунка, «бездейственностью». Золотисто-матовая поверхность, изысканная плавность силуэта, тихое состояние, переданное позой, вводят «Голову натурщицы с голубым шарфом» из собрания музея в ряд характерных для творчества мастера произведений. Оригинальность этой работы заключается в полном отказе художника от часто используемого им приема изображения лица в профиль с легким наклоном. В отличие от многих известных сейчас работ художника, за которыми закрепились условные обозначение, такие как «женская головка», «натурщица», это произведение, вероятно, сохранило авторское название. Исследователь творчества Боткина Ольга Давыдова отметила, что в «оригинальном варианте художник зачастую включал указание на цветовую доминанту непосредственно в название работы». «Голова натурщицы с голубым шарфом» поступила в художественный отдел Томского краевого музея в 1928 году из Государственного музейного фонда, ранее находилась в собрании Боткиных. В 1982 году вместе с другими произведениями передана в собрание Томского областного художественного музея. Долгие годы картина не выставлялась из-за плохой сохранности. В 2013 году проведена ее реставрация. Реставратором музея Н.А. Исаевым заделаны проколы холста, удалены загрязнения, укреплен красочный слой, подведен реставрационный грунт и восполнены утраты красочного слоя. Произведение Ф.В. Боткина займет достойное место в постоянной экспозиции русского искусства. Материал подготовила И.П. Тюриная Использованные публикации: Давыдова О.С. Федор Боткин. Апология воображения // Собрание. №2, июнь. 2011. С. 26–35. Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве. Т. 1. С. 381—394. URL: www.litmir.co/br/?b=134156&p=3 Предлагаем первую публикацию произведения до и после реставрации.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|