|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки / 125 лет со дня рождения художника-авангардиста: Михаил Васильевич Ле-Дантю
![]() В феврале 2016 года исполнилось 125 лет со дня рождения художника-авангардиста Михаил Васильевич Ле-Дантю (1891–1917) Полотно «Голова лошади», хранящееся в Томском областном художественном музее, относится к немногим сохранившимся работам художника М.В. Ле-Дантю, прожившего яркую, но короткую жизнь, пронизанную служением живописи. Михаил Васильевич Ле-Дантю происходил из обрусевшего французского рода. За 26 лет он успел поучиться в двух художественных студиях, в Академии художеств и оставить ее из-за несогласия с системой преподавания, открыть вместе с друзьями Зданевичами для русского зрителя Пиросмани, стать зрелым художником. В двадцать с небольшим он – признанный мастер, живописец и теоретик, выступающий с лекциями, активно участвующий в выставках, действах и диспутах авангардистов. Единственная прижизненная персональная выставка Ле-Дантю, где были показаны все его работы, состоялась весной 1915 года на квартире художницы-единомышленницы Веры Ермолаевой. Осенью того же года художник мобилизован на фронт, получил звание поручика, был награжден орденом, в 1917 году трагически погиб во время обстрела и крушения поезда. Как теоретик М.В. Ле-Дантю проповедовал теорию «всёчества», придавал огромное значение самообразованию и взаимообразованию. Из-за ранней гибели этого признанного молодежного лидера эпатажной группировки «Ослиный хвост» 1912–1914 годов многие его идеи не нашли своего воплощения. Но сохранившиеся полотна свидетельствуют о неординарности и неповторимости творческого подхода этого живописца. Большая часть наследия художника утрачена в послевоенные и революционные годы. Трагедия в том, как пишут исследователи, что работы этого художника-авангардиста, отстаивавшего идею признания всех «стилей прежде существовавших и сейчас существующих», включались советскими чиновниками от искусства в списки на уничтожение, как малохудожественные. Из 80 живописных полотен Ле-Дантю, которые приведены в списке, составленном его невестой, в настоящий момент известны 15. Всю свою короткую жизнь художник искал монументальный стиль. В матовой поверхности холста, в приемах наложения краски, впитанной толстым слоем грунта, в отсутствии лака сказалась мечта этого знатока и ценителя древнерусского искусства о возможности создания произведений, близких по мастерству к русским фрескам. Его полотна на красочных московских художественных выставках выделялись всегда сдержанностью и приглушенностью цветового решения. Живописное построение картины он считал главным условием художественности. В картине «Голова лошади» нашел убедительное воплощение стиль, который художник определял как лучисто-кубистический. Ле-Дантю считал живописным такое применение цвета, когда он заполняет плоскости, повторяясь через некоторые промежутки. Художник называл этот прием «перетекающей раскраской». С 1912 году Ле-Дантю начал работать лаконичной двухцветной гаммой серо-синих и охристо-коричневых тонов, добиваясь включением белого цвета рядом с каждым из них, ощущения движения. Немаловажную роль художник отводил выстроенности, композиционной законченности и своих картин. Решение этой задачи он видел в обращении к искусству, независимому от подражания природе. Молодой живописец смело обращается с реальным видом изображаемого. В красочной поверхности картины «Голова лошади» не сразу угадывается форма лошадиной головы. Художник работает на грани фигуративности и абстракции. Форма как бы разрушается делением на грани, плоскости цвета, чтобы с помощью ритма расположения различных по форме красочных плоскостей и колористического единства слиться в зрительском восприятии в ощущение безудержного движения, промелька на большой скорости. Здесь явно прослеживается параллели с искусством футуристов. Недаром его очень занимала, такая тема как поворот автомобиля. Прием кадрирования, выбор острой очки зрения подчинены той же задаче. Теоретические установки автора нашли смелое выражение в самобытной уверенной живописной манере исполнения картины «Голова лошади». Материал подготовила И. П. Тюрина
Использованные источники:
Юдина Е.Л. М.В. Ле-Дантю – живописец и теоретик русского художественного авангарда I половины 1910-х годов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1993. Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях. М., 1992. Ле-Дантю М.В. Галерея Прошлый век.
Голова лошади
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|