Выставка произведений Алексея Федоровича Качана из собрания Томского областного художественного музея, посвящена 80-летию художника. Грустным и печальным, возвышенным и обыденным, нежно-беззащитным, а порой тревожно-обездоленным, но добрым и по-своему красивым предстает сибирский север в его графических листах. Он посвятил Сибири более 30 лет и здесь, в Томске – городе, ставшем для него родным, создал произведения, которые сделали его имя известным.
Работа главным художником города нефтяников Стрежевого, постоянные, в прошлом, поездки с томскими художниками по Оби и ее притокам, Васюгану, помогли и научили его не только смотреть, но и видеть север: бесплотно одухотворенным, и приземлено конкретным, и сказочным. Он рисует дух и тело, небо и землю Сибири, богатые уловом прозрачно-серебристые воды, загадочные болота и таежные дебри, добротно-деревянные дома и одинокое былинное дерево, вечерний ветерок, уносящий от костра вдаль негромкую песню. С Сибирью были связаны судьбы многих достойных людей. Все, кто воочию стремился увидеть и постигнуть вольную народную жизнь, веру, крепость, талант человека в самых зримых, чистых и сильных проявлениях, тянулись сюда, как птицы.
Несколько томских художников: Г. Завьялов, С. Хатылов, В. Самойлов, Н. Наврось и А. Качан – путешествующая братия, «Союз художников на кораблях» – устраивали по итогам странствий почти ежегодные выставки «По Оби». Они были единомышленниками в жизни и товарищами в творческом постижении Сибири.
Мир Алексея Федоровича связан со скупой на ласку и тепло, ставшей родной землей. Он трепетно ощущает прелесть каждого неброского дерева, куста, он блуждает по своему сдержанному и страстному, несуетному северному миру. Как удалось принять северный мир, найти его музыку, объять умом и душой мастеру, выросшему в теплых, радостно-жизнелюбивых украинских краях, среди иных нравов, взглядов, привычек – остается только догадываться. Но тонкость и изысканность ощущения сибирских пейзажей верно привнесены и воспитаны графической школой Северной Пальмиры, столь любимой художником. Крепкая студийная закваска (еще в Киеве), школа Г.Д. Епифанова в Московском полиграфическом институте помогли ему на всю жизнь понять, что искусство требует не только таланта, но и самоотречения, самоотверженности, преданности, убежденности в себе.
КАЧАН Алексей Федорович
2.04.1936, с. Бакалы Киевской обл. (Украинская ССР)
График. Автор пейзажей. Преимущественно работает в технике рисунка. Заслуженный художник РФ (2010). Учился в художественной школе им. Т.Г. Шевченко при Киевском государственном художественном институте (1951–1955), факультете художественно-технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института (1963–1969) у Г.Д. Епифанова, К.П. Савкевича. Участник выставок с 1974 (Томск). Член СХ с 1986. Работал художественным редактором издательства «Художник РСФСР» в Ленинграде (1969–1971), главным художником Стрежевого (1971–1974), Томска (1974–1978). В Дубна Московской обл. с 2003. Персональные выставки: Стрежевой, 1988; Томск, 1992, 2002; Дубна, 2016
ПОРТРЕТ ЖЕНЫ Т.Г. КАЧАН. 1973
Картон, пастель. 36х43. Пост. в 2012 в дар от автора (Дубна)
Г-4937
ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ. ЭТЮД. 1974
Бумага, карандаш, пастель. 29,5х 23,5. Пост. в 2002 в дар от автора (Томск)
Г-2423
СТРЕЖЕВОЙ ЗИМНИЙ. 1974. ИЗ СЕРИИ «СТРЕЖЕВОЙ – ГОРОД ТОМСКИХ НЕФТЯНИКОВ»
Бумага, смешанная техника. 50х76. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда от автора (Томск)
Г-2208
ВЕСЕННИЙ МОТИВ. 1978
Бумага, карандаш. 44х78. Пост. в 2002 в дар от автора (Томск)
Г-3422
НА ОБИ. 1980
Бумага, карандаш. 39,5х77. Пост. в 1981 от автора (Томск)
Г-2207
СИБИРСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД. 1983
Бумага, карандаш. 40х92. Пост. в 1992 в дар от автора (Томск)
Г-2200
ИЗ СЕРИИ «ОСЕНЬ НА ВАСЮГАНЬЕ». 1986–1988
ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ. 1986
Бумага, пастель, соус, мел. 47х63. Пост. в 1987 от автора (Томск)
Г-2210
НА ЛУГАХ. 1986
Бумага, смешанная техника. 40х64,7. Пост. в 1992 из УК ТО, куда от автора (Томск)
Г-1866
ОСЕНЬ НА МУКПЕЛЬ-ИГЕ. 1986
Бумага, смешанная техника. 48х70,5. Пост. в 1992 из УК ТО, куда от автора (Томск)
Г-1868
ПЕРВЫЙ СНЕГ. БОЛЬШАЯ ГРИВА. 1986
Бумага, смешанная техника. 41х58. Пост. в 1992 из УК ТО, куда от автора (Томск)
Г-1865
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ОСЕНИ. 1986
Бумага, пастель, соус, мел. 49х65. Пост в 1987 от автора (Томск)
Г-2209
НА ВАСЮГАНСКИХ ПРОСТОРАХ. 1987
Бумага, смешанная техника. 43х61. Пост. в 1992 из УК ТО, куда от автора (Томск)
Г-1864
ЛУГОВАЯ ТИШИНА. 1988
Бумага, смешанная техника. 49,1х65,8. Пост. в 1992 из УК ТО, куда от автора (Томск)
Г-1867
НА БЕРЕГУ ТОМИ. 2001
Бумага, карандаш. 49х84. Пост. в 2003 от автора (Томск)
Г-3453
Качан А.Ф. Весенний мотив. 1978 |
| | |