|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 100 лет со времени создания «Автопортрета» Казимиром Зеленевским
100 лет со времени создания «Автопортрета» Казимиром Зеленевским, 85 лет со времени смерти художника.
В Томском художественном музее хранится самая крупная коллекция ранних произведений польского художника Казимира Зеленевского (Томск, 1888 - Неаполь, 1931). В нее входит 13 графических и 6 живописных произведений. Написанный сто лет назад «Автопортрет» в их числе. Он относится к швейцарскому периоду, который несмотря на краткость занимает важное место в насыщенной биографии. Это время первых профессиональных успехов художника. Сохранявшая нейтралитет в годы Первой мировой войны Швейцария в октябре 1915 года стала убежищем для семьи Зеленевских, вынужденной покинуть столицу Австрии. После долгого перерыва появилась возможность получить средства с родины, что позволило решить многочисленные проблемы, а Казимиру приступить к освоению новой натуры. До этого студент Краковской и Венской Академии художеств, его отец, приехавший из Томска, молодая жена-итальянка находился в изоляции. Зеленевские поселились неподалеку от Цюриха в небольшом городке Рапперсвиле, где давно обосновалась значительная группа выходцев из Польши, и были тепло приняты национальным сообществом. Казимир получил стипендию местного Народного польского музея, в собрание которого впоследствии передал три картины («Изба польского горца», «Пилигримы», «Вид альпийских гор») и девять рисунков. В Швейцарии молодой художник впервые удостоился участия в выставках (до этого его работы демонстрировались только на студенческих отчетах). В апреле 1916 года его картины экспонировались в залах Цюриха. Исполненные во время пребывание в Польше и Италии «Домик в Закопане» и «Горы на Капри» дополнило полотно «Мой отец», которое скорее всего было создано уже в Рапперсвиле. Осенью этого же года в Женеве в экспозицию вошло уже десять картин. Был ли в их числе подписной, с указанием на обороте даты и места написания - 11 мая 1916 года, Рапперсвиль - «Автопортрет», впоследствии вошедший в собрание Томского музея, установить не удалось. Живописец обратил на себя внимание критиков. В четвертый том выпущенного в 1917 года биобиблиографического словаря швейцарских художников была включена биографическая справка, которая до сих наиболее полно освещает его первые шаги в искусстве. Автопортреты художник писал на протяжении всей творческой жизни. Только на трех персональных выставках (сентябрь-октябрь 1917, февраль-март 1918, октябрь 1918) в Томске, куда Казимир после девяти лет жизни в Европе приехал с семьей в июне 1917 года, он показал землякам не меньше шести образцов этой разновидности портретного жанра. Экспонирование ставшего предметом нашего внимания «Автопортрета» на второй выставки, прошедшей в помещении магазина А. Гадалова, подтверждает сохранившаяся фотография части экспозиции. Галерея известных нам автопортретов позволяет видеть, как у художника менялась оценка собственной личности, какими были стилистические предпочтения в разные годы. Как и многие его современники, Зеленевский испытал влияние ряда «измов», синтезировал их и выработал собственный язык выразительности, что делает его работы сразу узнаваемыми. В ранние годы для него, как и для многих современников, определяющей стала ориентация на методы П. Сезанна. В рассматриваемом оплечном «Автопортрете» форма, построенная контрастами сдержанного цвета, отличается устойчивостью, обобщенностью. Она подчеркнута сильными точными мазками. Вполне обоснованно известный исследователь истории польского искусства Т.Добровольский назвал Зеленевского сезаннистом. В тоже время в характере мазка есть предчувствие экспрессионизма, с которым художник соприкоснулся в последующие годы. Драматизм, напряженность и тревожность, определяющие звучание созданного образа, передают характерное для начала века мироощущение. автор материала Л.И. Овчинникова
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|