|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки / Портрет княжны Щербатовой: виртуальная встреча
![]() «Такой юностью, свежестью дышит этот портрет…». С. А. Щербатов. Художник в ушедшей России В бывшем особняке Асташовых музейные рабочие с крайней осторожностью в январе 1932 году распаковывали ящики, прибывшие накануне из Москвы. В них для томской коллекции художественного отдела находились картины из Музея изящных искусств. Начали с самого большого по размеру ящика. В процессе снятия слоев упаковки сначала увидели юное женское лицо, затем воздушное белое платье и веер в руках. Сомнений не было: столичные коллеги из своих фондов для университетского города выделили значительные произведения западноевропейской живописи. Из списков переданных работ сотрудники томского музея узнали имя автора полотна - Кур Ж.Д., которое им пока ничего не говорило. Тайну хранило и имя изображенной на портрете. Картина с тех пор неизменно входила в музейные экспозиции и была центром притяжения для большинства посетителей. После создания художественного музея полотно в 1982 году вместе с другими художественными ценностями переехало в здание по переулку Нахановича и заняло центральное место в экспозиции среди картин первой половины XIX века. В следующем десятилетии после изучения сотрудниками музея архивных и литературных источников картина обрела имя модели — княжна Ольга Алексеевна Щербатова, представительница знатного рода. Постепенно выяснялись основные факты творческой биографии Жозефа-Дезире Кура. Родился будущий живописец 14 сентября 1797 года недалеко от Парижа, в городе Руане в семье скромного достатка. Заметив интерес мальчика к рисованию, родители определили его в муниципальную школу рисования Жана-Батиста-Марка-Антуана Декампа, где он начал осваивать азы ремесла под руководством сына Декампа, профессора и куратора музея Руана. Работы Жозеф неоднократно занимали первые места в школьных конкурсах. В 1817 году Кур поступил в Академию изящных искусств в Париже, где атмосферу определяли сторонники классицизма. Его учителем был Жан-Антуан Гро, который в свою очередь занимался у Ж.Л. Давида, французского основоположника этого стиля. Постоянная ограниченность в средствах не мешала начинающему художнику мечтать о поездке в Рим для завершения образования и изучения классических античных истоков. Выход был найден: представить работы на Римский конкурс, победа на котором обеспечивала финансирование государства. Начинающий художник 6 октября 1821 года получил Большую римскую премию за картину «Далила передает филистимлянам Самсона» и право поездки в Вечный городе. Успех продолжал ему сопутствовать. С 1824 года Кур начал выставлять картины на исторические сюжеты в Салоне. В 1827 году представленная им в Салоне картина «Смерть Цезаря» (ныне в Лувре) имела грандиозный успех и была приобретена государством. В следующем году Кур стал членом-корреспондентом Академии художеств Впоследствии многочисленные картины художника на исторические темы («Король Людовик Филипп под флагами Национальной гвардии, 29 августа 1830», ныне в музее Версаля и др.) принесли ему славу мастера картин на подобные сюжеты. 30 августа 1831 года Академия торжественно вручила художнику Золотую медаль имени Пуссена в знак признательности и благодарности, затем он был награжден несколькими медалями на крупных выставках в Лувре, В 1838 году он стал кавалером ордена Почетного легиона, а позже был награжден орденом Датского национального флага Дании. Его полотна на исторические сюжеты неизменно имели успех на выставках Салона. В конце 1830-х годов слава Кура докатилась до России. В 1839 году художник посетил Россию, видимо, в связи с участием в выставке в Академии художеств. Он показал девять женских портретов, которые завладели вниманием посетителей. Обозреватель выставки на страницах популярного издания «Библиотека для чтения» (1839, №37), превознося талант французского художника, писал «о кисти умной, бойкой, испытанной, о прелестной кисти», превосходящей даже кисть Карла Брюллова. Второе посещение России художником тоже не прошло бесследно. Ф.В. Булгарин в газете „Северная пчела" (8 августа 1842) писал: „Мы будем опять любоваться прелестными портретами Кура, посещавшего Петербург за три года перед сим, и возвратившегося ныне к нам". В этот раз он исполнил портреты именитых заказчиков, самые известные из которых: Портрет Великой княгини Елены Павловные (ныне в Русском музее), принца П.Г. Ольденбургского в мундире Лейб-Гвардейского Преображенского полка и его жены (ныне в Эрмитаже), архитектора О. Монферрана, изображенного в медвежьей шубе с перстнем (личная награда от царя) у слегка заснеженной колоннады Исакия (ныне в музее Руана). В этот раз в России он, видимо, хотел получить работу у Огюста Монферрана в строившемся Исаакиевском соборе и достиг желаемого, поскольку в 1850 году расписал его купол. Не оставляли без внимания ателье Кура представители именитых русских семей во время посещения Парижа. Его в 1840 году посетили члены семьи Щербатовы и заказали портреты, которые стали частью семейной галереи.
(Портрет княжны О.А. Щербатовой) (Портрет княжны Е.А. Щербатовой)
(Портрет княгини С.С. Щербатовой) (Портрет князя А.Г. Щербатова) С историей их создания, несколько изменив фамилию художника, в книге «Художник в ушедшей России» (Нью-Йорк, 1955) поделился Сергей Щербатов, представитель следующего поколения знатного рода: «Рад я был увидеть мастерские портреты Лакура, мне близкие и даже «родные», так как он написал портреты моих бабушки и деда, в бытность их в Париже (куда они в дормизе приехали из Московской губернии, проехав всю Германию, Австрию, Италию и также проследовали дальше в Англию и Ирландию – свадебное путешествие на лошадях), и теток княгини Голицыной и княгини Васильчиковой, сестер моего отца». В ней он несколько строк посвятил художнику: «Он был серьезным портретистом, чувствовавшим аристократизм модели, шарм лица и, при всей приятности, не впадавший в слащавость и лишенный сухости знаменитого Энгра, виртуоза рисунка, каких мало». О портрете княжны Ольги Щербатовой, оказавшемся впоследствии в коллекции томского музея, на страницах этого издания находим несколько строк: «Пушкинское время, длинные черные букли, пробор, белое, стильное, легкое платье, веер из перьев райских птиц. Такой юностью, свежестью дышит этот портрет моей тети». Ольга выросла в известной московской семье. Ее мать София Степановна (1798—1886) происходила из рода Апраксиных, которые жили открыто, принимая всю Москву. У них был свой театр, свои актеры и музыканты, балы, фейерверки и охота. Известен альбом Софии Степановны, в котором оставили автографы (стихи, ноты, рисунки) ее современники: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, А. Мицкевич, П. Виардо, Ф. Лист, Дж. Россини, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский. После замужества в 1926 году в дом Щербатовых на Садовой София Степановна перенесла привычную ей атмосферу. Он долгое время являлся центром всей старой столицы: родовой, светской и благотворительной. Очень умная и образованная, воспитанная в роскоши и богатстве, княгиня Щербатова, по свидетельству знавших её, была олицетворением «grande dame». Она сама руководила воспитанием 4 сыновей и 2 дочерей, которые с ранних лет изучали языки и литературу, занимались музыкой. На портрете Ж.Д. Кура младшая из дочерей Ольга изображена в возрасте 16 лет. Флейлина императрицы Александры Федоровны одета по моде 1840-х годов. В таком наряде она появлялась на светских балах. В это время появляется большая строгость линий, юбка платья удлиняется, что делает фигуру более стройной. Узкая талия занижается, а обтяжной лиф заканчивается узким мысом. Вырез по-прежнему широкий и круглый, открывающий плечи. Юбка становится шире и напоминает форму колокола, спадая мягкими складками. Роза на ее платье - привычный атрибут портретов красавиц, символ юности и добродетели. Волосы в центре расчесаны на два пробора, приглажены и опускаются длинными локонами до плеч по обе стороны. Одновременно с портретом Ольги Куром был исполнен такого же большого размера (165х123 см) портрет ее старшей сестры Екатерины. Путешествие семьи было предпринято накануне ее замужества. Свой портрет будущая княгиня Васильчикова увезла с собой в новый дом в Петербург, позднее он оказался в коллекции Эрмитажа. О портретах их родителей (ныне в Государственном Литературном музее в Москве, ранее считались работами современника и соотечественника Ж.Д. Кура - Н. де Куртейля) Сергей Александрович написал: «Портрет бабушки Софьи Степановны Щербатовой (внучки фельдмаршала Апраксина), молодой и очень красивой. Тонкое, умное лицо, тонкие руки, белые на фоне мантилии из бархата и шиншиллы. На голове тюрбан, белый с золотом, золотой бахромой, падающей на обнаженные плечи. Дед мой, кн. Алексей Григорьевич, генерал-губернатор Москвы, герой 1812, смотрит на меня с большого портрета своими прекрасными темными глазами; седые волосы – прическа александровских времен, военная шинель; он написан на фоне пожара Москвы в 1812». К нему родовые портреты (за исключением портрета Екатерины) перешли по наследству, и портрет Ольги Алексеевны был хорошо знаком многочисленным гостям дома. В 1847 году княжна сменила титул. Она вышла замуж за Сергея Федоровича Голицына(1812—1849) и стала княгиней. В этот год были созданы акварельные портреты молодой четы известным художником П.Ф. Соколовым. В отличие от французского художника акварелист в «Портрете княгини О.А. Голицыной» (ныне в Третьяковской галерее) отказался от вытянутых пропорции лица в стремлении «облагородить» натуру. Модель для него привлекательна своей юностью и естественной красотой. Русский тип ее округлого лица подчеркивает шаль с цветами. Ее муж Сергей Федорович в 1834 году был прапорщиком Преображенского полка, в том же году стал корнетом Кавалергардского полка. С 1836 года он служил на Кавказе, но в 1840 году был уволен по семейным обстоятельствам. Через два года после создания портретов Сергей Федорович был случайно убит на охоте у В.В. Апраксина в селе Брасово Орловской губернии. В 1913 году исполненные Куром портреты заняли достойное место в галерее семейных портретов в особняке С. А. Щербатова на Новинском бульваре, который был построен по проекту архитектора А.О. Таманяна. В архиве сохранилось фотография интерьера с видом на портрет Ольги Алексеевны между колонн. В построенном доме Сергей Александрович планировал создать «храм муз» и собирался завещать его столице. Этому не суждено было свершиться.
События 1917 года застали князя С.А.Щербатова в деревне. Летом этого года он спешно уехал в Ялту, а затем за границу. Часть картин из коллекции была по его просьбе передана на хранение в Румянцевский музей, но большая, в том числе и портрет О.А. Щербатовой, согласно архивным документам осталась в доме на Новинском бульваре, который был занят Народным комиссариатом по военным делам. Летом 1919 года С.И. Беккер, сестра жены князя, написала письмо руководителям Комиссариата, в котором указывала на разграбление и порчу коллекций и родового имущества: «Большевики, внявшие каким-то нелепым слухам, что владелец запрятал за тяжелыми рамами деньги, жадно стали вырывать картины из рам, сильно их испортив». Скорее всего в это время на портрете юной княжны появился большой крестовидный прорыв. Он имеет механический характер и несмотря на старания реставраторов хорошо виден при боковом освещении слева от лица. Только в июле 1920 года портрет в составе уцелевших предметов был, наконец, вывезен Отделом по делам музеев и старине, затем оказался в Государственном музейном фонде, откуда был передан в Государственный музей изящных искусств. Переходя из хранилища в хранилище портрет утратил имя модели и долгие годы после поступления в собрание томского музея оставался безымянным. Автор портретов Щербатовых прожил долгую жизнь. С 1853 года Ж.Д. Кур жил в родном городе и до конца жизни исполнял обязанности директора Руанского художественного музея. В залах музея в 1859 году прошла его первая персональная выставка. Художник умер 23 января 1865 года в возрасте 68 лет и был похоронен на кладбище Руана. Ж.Д. Кур оставил огромное творческое наследие – более 900 произведений. Хранящиеся в отечественных музеях портреты художника дополняют представление о его творчестве.
Материалы систематизированы, переведены и дополнены Л.И. Овчинниковой
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|