Личность и творчество художника В.Д. Вучичевича в силу обстоятельств его жизни вызвала значительный интерес у многих исследователей – журнали-стов, любителей художественного краеведения, искусствоведов. Несмотря на множество публикаций, посвященных этому художнику, актуальной остается проблема создания документальной базы для реконструкции его биографии и творчества. Предлагаемая хроника «Томская пресса о художнике В.Д. Вучичевиче-Сибирском», не претендующая на полноту, приводит источники, которые могут быть использованы для воссоздания картины творческой деятельности художника. Обнаруженные публикации помогают уточнить количество персональных выставок художника, как и начало его выставочной деятельности в Томске. «Каталог произведений художника в собрании Томского областного художественного музея» исправлен в деталях и дополнен по сравнению с опубликованным ранее в каталоге Томского областного художественного музея 1993 г. [1]
В.Д. Вучичевич сыграл заметную роль в становлении художественной культуры губернского города. Во многом благодаря его энергичной работе появилось в городе такое устойчивое явление, как персональные художественные выставки и частные художественные студии.
В годы, когда В.Д. Вучичевич начал свою выставочную деятельность в Томске, подобные культурные начинания еще не получили ни общественного признания, ни поддержки властей. Как правило, устройство выставок в начале XX века не приносило особого дохода, и было делом весьма хлопотным, сопряженным с множеством организационных трудностей. Публикации рассказывают, что энергичного, много работавшего Владимира Дмитриевича не останавливали сложности с поисками помещений для выставок, и даже такие испытания, как неоднократные перемещения выставки в течение месяца из одного здания в другое. Материальный успех, как свидетельствует пресса, сопутствовал Вучичевичу. В смысле коммерческого успеха персональных выставок в Томске соперником Вучичевичу был только Г.И. Гуркин. [2]
Между тем, современные художнику критики (часто в этой роли выступали ведущие томские художники) высказывались о его творчестве достаточно резко, что не характерно вообще для рецензий первого десятилетия века. Коллеги указывали на порочный подход к живописи этого художника, чей очевидный талант никем из них не подвергался сомнению, – на явное пренебрежение к работе на натуре. Вучичевича это не смущало. Кажется, что он даже не прислушивался к нелицеприятному мнению известных в городе художников, стремившихся предостеречь одаренного живописца от разменивания таланта. Он продолжал в последующие годы много выставляться, не стремясь измениться. Ощущение самодостаточности, видимо, было присуще ему изначально. Уместно вспомнить здесь оценку, данную художнику в решении Совета АХ от 17 ноября 1889: «Вучичевича пейзажи показывают несомненные его способности, но он как будто принадлежит к той группке немногих, как покойный Мехеда, В. Маковский, Ларионов и др. пейзажисты, сомневающиеся, нужно ли пейзажисту учиться в школе»
Анализ публикаций того времени свидетельствует о том, что в нашем городе он ни разу не принимал участия в совместных выступлениях томских художественных сил, не входил и в знаменитое Томское общество любителей художеств. Причина явного конфликта и соперничества его с обществом не выяснена.
Знакомясь с творческой манерой художника по произведениям из коллек-ции Томского областного художественного музея, во многом соглашаешься с его критиками начала XX века.
По характеру дарования Вучичевич, конечно же, – пейзажист. Его жанровые и портретные эскизные работы, которые приведены ниже в каталоге, слабы. Художнику явно не достает академической выучки. Лица и фигуры не представляются удачными, в них не ощущается форма, неточен рисунок. Пластика фигур не выявляется, она аморфна. Объем подменяется хаотичной кладкой отдельных мазков, создается некая подмена формы. За пределами возможностей художника остается передача состояния модели. Можно вспомнить, что по оценке А.С. Капустиной, он также неудачно писал птиц и животных. [3]
Для значительной части пейзажей характерно отсутствие непосредственного, эмоционального восприятия мотива. Природа на многих полотнах подается холодно, отчужденно, не ощущается в них личное эстетическое переживание мотива автором.
Не увидим мы в его полотнах и ярких композиционных идей или колори-стических открытий. Композиция ряда работ вялая, как в картине «Хатки», «Вид реки Оби» этюде «Песчаная горка». Цвет художник часто использует тусклый, без насыщения его светом, несмотря, например, на преувеличенное звучание красных тонов изображаемого заката. Экспрессия, которую он пытается показать в картине «Догорает», кажется весьма условной. Удача сопутствовала Вучичевичу, когда он брался за мотивы без особых эффектов, мягкие по освещенности пейзажи, такие как «Весенний денек», «Пейзаж». «Вид реки Оби», «Снег тает». Однако и в них встречаются куски с «приблизительно» написанным цветом. Красиво, уверенно написаны вода и облака в «Пейзаже» и «Виде реки Оби»
Бесспорным достоинством манеры Вучичевича представляется способность умело разнообразить впечатление от холстов, применяя в проработке живописной поверхности различные приемы работы кистью. Наиболее выразительны по движению кисти, усиливающей образное воздействие, «Золотая осень», «Пейзаж», «Вид реки Оби».
Все пейзажные полотна В.Д. Вучичевича из ТОХМ, пожалуй, за исключением «Золотой осени» и «Берега Байкала» характерны как некое среднее произведение, выполненное с ориентацией на традиции академического романтизма второй половины XIX века. Особенно показательны в этом плане полотна «Вечерняя тишина», «На реке», «Закат зимой. Догорает».
И.П. Тюрина
Каталог произведений В.Д. Вучичевича–Сибирского в ТОХМ
ПОРТРЕТ КРЕСТЬЯНИНА. 1889
Холст, масло. 29,5 х 23. Справа внизу: 89. 8. 16
Из ТОКМ в 1982, куда пост. до 1924 из Щегловска
Реставрация 1993 в ТОХМ. Реставратор Н.П. Добрынина
Архивы: ТОКМ. Оп. 1. Д. 8. Л. 39
Выставки: Персональная. Щегловск, 1920 (без кат.); Художники Томска. Томск, 1966 (машинопись); Возвращение В.Д. Вучичевича-Сибирского. Кемерово, Томск, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк, Иркутск. 1994
Каталоги музеев: Каталог ТОХМ. Томск, 1993. С. 55. (датирован 1898)
Литература: Малахов Ф. Счастье на крыльях. Новокузнецк, 1994. С.188.
Ж–686
ХАТКИ. 1890-е
Холст, масло. 53 х 74.Справа внизу красной краской: В. Вучичевичъ
Из ТОКМ в 1982, куда пост. до 1941
Реставрация 1993 в ТОХМ. Реставратор Н.П. Добрынина
Выставки: Возвращение В.Д. Вучичевича-Сибирского. Кемерово, Томск, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк, Иркутск. 1994
Каталоги музеев: Каталог ТОХМ. 1993. С. 56
Литература: Малахов Ф. Счастье на крыльях. Новокузнецк, 1994. С.188.
Ж–689
ПРУД (ВЕЧЕРНЯЯ ТИШИНА). До 1903
Холст, масло. 74 х 51. Слева внизу: В. Вучичевичъ-Сиб.
Из ТОКМ в 1984, куда пост. до 1924 из Щегловска
Реставрация 1993 в ТОХМ. Реставратор Н.П. Добрынина
Выставки: Первая передвижная художественная выставка для Сибири. Томск, Иркутск, 1903. С. 11; Персональ-ная. Щегловск, 1920 (без кат.); Возвращение В.Д. Вучичевича-Сибирского. Кемерово, Томск, Барнаул, Новоси-бирск, Новокузнецк, Иркутск, 1994; Томск художественный. Томск, 1999 (Томск, 2002). С. 16
Каталоги музеев: Каталог ТОХМ. 1993. С. 56. (размер 66 х 55)
Литература: Малахов Ф. Счастье на крыльях. Новокузнецк, 1994. С.187
Периодика: Сибирская жизнь. 1903. 12 окт.; Базанова Л. Первая сибирская передвижная выставка // Сибирский вестник (Томск). 1903. № 204; Д-ъ // Восточное обозрение. 1903. 8 нояб.; Гвоздь художественных выставок // Ир-кутские губернские ведомости. 1903. 3 дек.; Лыхин Ю.П. В.Д. Вучичевич-Сибирский в Иркутске // Разыскания. Историко-краеведческий альманах. Иркутск, 1995. Вып. 4. С. 102, 115. Воспр. на обложке. С. 4
Атрибуция Ю.П. Лыхина
Ж-80
БЕРЕГ БАЙКАЛА. 1910
Холст, масло. 177 х 148
Справа внизу: В. Вучичевичъ 1910
Из ТОКМ в 1982, куда пост. до 1924
Выставки: Персональная. Щегловск, 1920 (без кат.); Возвращение В.Д. Вучичевича-Сибирского. Томск, Иркутск, 1994
Постоянные экспозиции музеев: ТОКМ, 1940-е, 1952, 1956
Каталоги музеев: Каталог ТОХМ. Томск, 1993. С. 56
Литература: Малахов Ф. Счастье на крыльях. Новокузнецк, 1994. С.187.
Ж–677
ВЕСЕННИЙ ДЕНЕК.
Холст, масло. 37 х 57. Справа внизу: В. Вучичевичъ
Из ТОКМ. В 1982, куда пост. до 1924 из Щегловска
Реставрация 1993 в ТОХМ. Реставратор Н.П. Добрынина
Выставки: Персональная. Щегловск, 1920 (без кат.); Возвращение В.Д. Вучичевича-Сибирского. Кемерово, Томск, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк, Иркутск, 1994
Каталоги музеев: Каталог ТОХМ. Томск, 1993. С. 56. (размеры 32 х 57)
Литература: Малахов Ф. Счастье на крыльях. Новокузнецк, 1994. С.187.
Ж–83
ВИД РЕКИ ОБИ.
Холст, масло. 71,5 х 101,7. Справа внизу: В. Вучичевичъ – Сиб.
Из ТОКМ в 1982, куда пост. до 1924
Реставрация 1993 в ТОХМ. Реставратор Н.П. Добрынина
Выставки: Персональная. Щегловск, 1920 (без кат.); Возвращение В.Д. Вучичевича-Сибирского. Кемерово, Томск, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк, Иркутск, 1994
Литература: Муратов П.Д. Изобразительное искусство Томска. Новосибирск, 1974. Воспр. как «Пейзаж» среди ил.; Малахов Ф. Счастье на крыльях. Новокузнецк, 1994. С. 187
Каталоги музеев: Каталог ТОХМ. Томск, 1993. С. 56.
Ж–688
ГРУППА КРЕСТЬЯН.
Холст на картоне, масло. 16,5 х 15,2
Из ТОКМ в 1982, куда пост. до 1924
Выставки: Персональная Щегловск, 1920 (без кат.); Возвращение В.Д. Вучичевича-Сибирского. Кемерово, Томск, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк, Иркутск, 1994
Каталоги музеев: Каталог ТОХМ. Томск, 1993. С. 56
Литература: Малахов Ф. Счастье на крыльях. Новокузнецк, 1994. С.188
Ж–450
ЗАКАТ ЗИМОЙ. ДОГОРАЕТ.
Холст, масло. 37,5 х 57. Слева внизу: В. Вучичевич - Сиб.
Из ТОКМ в 1982, куда пост. до 1924 из Щегловска
Реставрация 1993 в ТОХМ. Реставратор Н.П. Добрынина
Архивы: ТОКМ. Оп. 1. Д. 8. Л. 39
Выставки: Персональная. Щегловск, 1920 (без кат.); Художники Томска. Томск, 1966 (машинопись); Возвращение В.Д. Вучичевича-Сибирского. Кемерово, Томск, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк, Иркутск, 1994
Каталоги музеев: Каталог ТОХМ. Томск, 1993. С. 56
Литература: Малахов Ф. Счастье на крыльях. Новокузнецк, 1994. С. 188.
Ж–79
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ.
Холст, масло. 50 х 75. Слева внизу: В. Вучичевичъ - Сиб.
Из ТОКМ в 1982, куда пост. до 1924 из Щегловска
Реставрация 1993 в ТОХМ. Реставратор Н.П. Добрынина
Архивы: ТОКМ. Оп. 1. Д. 8. Л. 39
Выставки: Персональная. Щегловск, 1920 (без кат); Художники Томска. Томск, 1966; Возвращение В.Д. Вучиче-вича-Сибирского. Кемерово, Томск, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк, Иркутск, 1994; Томск художественный. Томск, 1999. С.16
Постоянные экспозиции музеев: ТОКМ, 1952-1954; ТОХМ, 1988-1991
Литература: Малахов Ф. Счастье на крыльях. Новокузнецк, 1994. С. 187
Каталоги музеев: Каталог ТОХМ. Томск, 1993. С. 56. (размеры 50 х 66)
Периодика: Лыхин Ю.П. В.Д. Вучичевич-Сибирский в Иркутске // Разыскания. Историко-краеведческий альманах. Кемерово Лыхин Ю.П. В.Д. Вучичевич-Сибирский в Иркутске // Разыскания. Историко-краеведческий альманах. Иркутск, 1995. Вып. 4. Воспр. (среди иллюстраций без нумерации).
Ж-84
НА РЕКЕ.
Холст, масло. 49 х 64. Слева внизу: В. Вучiчевичъ - Сиб.
Из ТОКМ в 1982, куда пост. до 1924 из Щегловска
Реставрация 1993 в ТОХМ. Реставратор Н.П. Добрынина
Архивы: ТОКМ. Оп. 1. Д. 8. Л. 39
Выставки: Персональная. Щегловск, 1920 (без кат.); Возвращение В.Д. Вучичевича-Сибирского. Кемерово, Томск, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк, Иркутск, 1994 Постоянные экспозиции музеев: ТОКМ, 1952
Каталоги музеев: Каталог ТОХМ. Томск, 1993. С. 56.
Литература: Малахов Ф. Счастье на крыльях. Новокузнецк, 1994. С. 187.
Ж–78
НАБРОСКИ ЖЕНСКИХ ГОЛОВ.
Холст, масло. 18,7 х 24,8
Из ТОКМ в 1982, куда пост. до 1924 из Щегловска
Реставрация 1986 в ТОХМ. Реставратор Н.П. Добрынина
Выставки: Персональная. Щегловск, 1920 (без кат.).
Литература: Малахов Ф. Счастье на крыльях. Новокузнецк, 1994. С. 187.
Ж-451
ПЕСЧАНАЯ ГОРКА. Этюд.
Холст, масло. 15,4 х 23,2. Справа внизу: 46
Из ТОКМ в 1982, куда пост до 1924 из Щегловска
Реставрация 1993 в ТОХМ. Реставратор Н.П. Добрынина
Выставки: Персональная. Щегловск, 1920 (без кат.); Возвращение В.Д. Вучичевича-Сибирского. Кемерово, Томск, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк, Иркутск, 1994
Литература: Малахов Ф. Счастье на крыльях. Новокузнецк, 1994. С. 187.
Ж–805
ПЕЙЗАЖ.
Холст, масло. 61,6 х 92. Справа внизу: В. Вучичевичъ
Из ТОКМ в 1982
Реставрация 1993 в ТОХМ. Реставратор Н.П. Добрынина
Выставки: Возвращение В.Д. Вучичевича-Сибирского. Кемерово, Томск, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк, Иркутск, 1994
Литература: Малахов Ф. Счастье на крыльях. Новокузнецк, 1994. С. 188.
Ж–1926
ПОРТРЕТ ЖУРНАЛИСТА А.Н. ШИПИЦИНА.
Холст, масло. 42 х 38. Наклейка на подрамнике: Вучичевичь – Сибирский, портрет Шипицина.
Из ТОКМ в 1982, куда пост. до 1924 из Щегловска
Реставрация 1993 в ТОХМ. Реставратор Н.П. Добрынина
Архивы: ТОКМ. Оп. 1. Д. 8. Л. 39
Выставки: Персональная. Щегловск, 1920 (без кат.); Возвращение В.Д. Вучичевича-Сибирского. Кемерово, Томск, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк, Иркутск, 1994
Каталоги музеев: Каталог ТОХМ. 1993. С. 56 (Портрет А.Н. Шипицына).
Периодика: Лыхин Ю.П. В.Д. Вучичевич-Сибирский в Иркутске // Разыскания. Историко-крае¬ведческий альманах. Кемерово, 1995. Вып. 4. Воспр. среди ил.
Литература: Малахов Ф. Счастье на крыльях. Новокузнецк, 1994. С. 188.
Ж–897
Шипицин Александр Николаевич (? – 1920). Политссыльный в 1980-х на севере Архангельской губ в Мезени, куда отправлен с 3 курса Петербургского университета. После ссылки до 1920 жил в Томске. Общественный деятель. Редактор «Сибирской жизни». Женат на сестре художника С.И. Голубина.
СНЕГ ТАЕТ. РАННЯЯ ВЕСНА.
Холст, масло. 49,5 х 76. Справа внизу: В. Вучиевичъ-Сиб.
Из ТОКМ в 1982, куда пост. до 1924 из Щегловска
Реставрация 1993 в ТОХМ. Реставратор Н.П. Добрынина
Выставки: Персональная. Щегловск, 1920 (без кат.); Художники Томска. Томск, 1966 (машинопись); Возвращение В.Д. Вучичевича-Сибирского. Кемерово, Томск, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк, Иркутск, 1994; Томск ху-дожественный. Томск, 1999 (без кат.)
Постоянные экспозиции музеев: ТОКМ, 1952; ТОХМ. Томск, 1988-1991
Каталоги музеев: Каталог ТОХМ. Томск, 1993. С.56 (размеры 49,5 х 69).
Литература: Малахов Ф. Счастье на крыльях. Новокузнецк, 1994. С.187
Периодика: Паньков М. Мастер сибирского пейзажа // Огни Кузбасса. С. 69 (воспр. как «Елань»).
Ж-81
ЭТЮД СИДЯЩЕЙ ДЕВОЧКИ.
Холст, масло. 19 х 11,7
Из ТОКМ в 1982, куда пост. до 1924 из Щегловска
Реставрация 1993 в ТОХМ. Реставратор Н.П. Добрынина
Архивы: ТОКМ. Оп. 1. Д. 8. Л. 39
Выставки: Персональная. Щегловск, 1920 (без кат.); Возвращение В.Д. Вучичевича-Сибирского. Кемерово, Томск, Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк, Иркутск, 1994
Литература: Малахов Ф. Счастье на крыльях. Новокузнецк, 1994. С.188 («Спящая девочка»)
НВ–806
Сокращения, принятые в каталоге:
Без кат. - Без каталога
НВ - Научно-вспомогательный фонд
ТОКМ - Томский областной краеведческий музей
ТОХМ - Томский областной художественный музей
Художники Томска. Томск, 1966 - Томский областной краеведческий музей. Выставка «Художники Томска / вторая половина XX – первая половина XIX вв. / ». Каталог. Живопись, графика. Томск, 1966. (На правах рукописи, без нумерации страниц и произведений)
[1] Томский областной художественный музей. Каталог. Западноевропейская живопись. Русская дореволюционная живопись. Русская дореволюционная графика. Томск, 1993. С. 55 – 57
[2] Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX –начала XX века. М., 1967. С. 159, 373
[3] Капустина А. // Томский театрал.1906. № 3-4. С. 6-8
В.Д. Вучичевич-Сибирский. Берег Байкала. 1910 |
В.Д. Вучичевич-Сибирский. На реке |
В.Д. Вучичевич-Сибирский. Закат зимой. Догорает |
В.Д. Вучичевич-Сибирский. Пруд (Вечерняя тишина). До 1903 |
В.Д. Вучичевич-Сибирский. Снег тает. Ранняя весна |
В.Д. Вучичевич-Сибирский. Весенний денек |
В.Д. Вучичевич-Сибирский. Золотая осень |
В.Д. Вучичевич-Сибирский. Берег Байкала |
В.Д. Вучичевич-Сибирский. Вид реки Оби |
В.Д. Вучичевич-Сибирский. Хатки. 1890-е |
В.Д. Вучичевич-Сибирский. Пейзаж |
|