Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Забытые имена в истории Томска. Сергей Николаевич Зубарев
В музее готовится к изданию «Хроника художественной жизни Томска 1920-х годов». Коллекции этого периода недостаточно изучена и многие произведения значатся как работы неизвестных авторов. Результатом изысканий научных сотрудников музея стало определение имен многих художников и их вклада в художественную жизнь Томска.

В их числе – Сергей Николаевич Зубарев – это художник, который выполнил эскиз плаката «Крестьянин! Дай рабочему хлеба, взамен ты получишь товары» в томский период его жизни. Эскиз приобрел в 1921 году томский Краевой музей. Когда плакат поступил в фонды Томского областного художественного музея то был записан как работа неизвестного.
Затем на основании документов Архива Томского областного краеведческого музея и публикаций в газете «Красное знамя» удалось установить, что с 1 января 1920 года С.Н. Зубарев работал в художественной мастерской секции ИЗО подотдела искусств Томского Губнаробраза. Но уже 4 мая 1920 года был уволен в связи с арестом ЧК, что было в те годы не редкостью. Вскоре он был освобожден и не только участвовал в выставках, но даже получил вторую премию за победу в декоративно-плакатном конкурсе 15–17 ноября 1921 года.




Зубарев С.Н. Эскиз к плакату "Крестьянин! дай рабочему хлеба. Взамен ты получишь товары"


Благодаря информации, размещенной в интернете, удалось соединить отдельные разрозненные страницы его биографии.
Он родился в 1895 году в городе Глазове Вятской губернии в семье священнослужителя. В силу своего активного характера оказался в гуще событий в эпоху революций, гражданской войны, а также репрессий. Окончив два курса филологического факультета Петроградского университета, Зубарев воевал на фронтах Первой мировой войны, два года провел в плену в Австрии и Германии (1917–1919), позже судьба занесла его в армию Колчака, где служил прапорщиком-топографом. После отхода армии Колчака на восток, С.Н. Зубарев остался в Томске на два года и активно включился в художественный процесс города.


С 1922 по 1926 годы С.Н. Зубарев учился в Высшем художественно-техническом институте в Ленинграде, затем преподавал черчение в Доме технической учебы завода «Севкабель». Арестован 2 марта 1935 года и решением особого совещания при НКВД «как социально опасный элемент» лишен на 5 лет права проживания в 15 населенных пунктах. Так художник оказался в Сибири, под Новосибирском (станция Кривощеково – ныне станция Новосибирск-Западный на территории города), преподавал черчение и рисование в средней школе.
Всю семью накрыла волна репрессий. Вероятно, по тому же постановлению из Ленинграда в Новосибирск были высланы в 1935 году его родственники: брат Серафим Николаевич, жена Наталья Александровна, тесть Александр Алесандрович Попов, брат жены Дмитрий Александрович, которые также были родом из Глазова. Ранее в 1930 году попал под репрессии брат жены художника Попов Николай Александрович (1903–1983), который учился на кинофакультете Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств в Ленинграде и уже снялся в фильме С. Эйзенштейна «Октябрь» в 1927 году.
Дмитрий Попов, Серафим и Наталья Зубаревы были освобождены в 1936 году, а Сергей Николаевич Зубарев и его тесть были растреляна в один день 14 декабря 1937 года по обвинению в «участии в контрреволюционной кадетско-монархической организации» (ст. 58-2-8-9-11 УК РСФСР). Что именно вменялось им в вину трудно сказать. Несомненно, Сергею Николаевичу вспомнили службу у Колчака и арест в Томске в 1920 году. Но какова главная причина столь сурового наказания?
Вспомнилось описание П.Д. Муратовым в статье «Художественная жизнь Новосибирска 20-го века. Краевые выставки» политического скандала в Новосибирске в 1936 году с участием художника Зубарева. После мартовской статьи «О художниках-пачкунах» в газете «Правда» в 1936 году новосибирских художников обязали провести диспут с осуждением художников формалистов. Это было обычным явлением для того времени. Председатель Союза художников Новосибирска М.А. Мочалов имел опыт проведения подобных мероприятий без особых последствий. Но случайно на диспуте оказался «художник Зубарев из Лениграда». Прослушав общие фразы о формализме в искусстве, которые обязаны были произнести члены диспута, он выступил с пламенной речью в защиту графиков названных в статье. Это было так неожиданно, что присутствовавшие растерялись и не сумели вовремя остановить оратора. Вскоре описание этого диспута появилось на страницах газеты «Советская Сибирь».

Позже была опубликована резолюция собрания, где художники дали оценку поступка Зубарева, называя его выступление клеветническим, что было естественным и единственно возможным для того времени. По окончанию речи «Зубарев тут же был выведен из зала и больше его среди художников не видели». П.Д. Муратов, когда писал эти строки по публикациям новосибирских газет тридцать шестого года, даже предположить не мог завершение описываемого скандала, как не знал ничего об этом художнике, кроме фамилии. Необходимо добавить, что главные герои вышеупомянутой статьи «О художниках-пачкунах»: В.А. Лебедев и В.М. Конашевич пережили эти времена без вмешательства в их жизнь НКВД, позже получив заслуженные звания и награды. Художник Зубарев осторожностью и здравомыслием явно не отличался. Описываемые события, возможно, легли в основу последнего дела С.Н. Зубарева. Таким образом, нам удалось проследить жизненный путь художника, который занимал не последнее место в годы, когда Томск занимал видное место в художественной жизни Сибири.
Известен «Портрет С.Н. Зубарева», выполненный его коллегой А.В. Лобановым в те годы, который хранится в собрании Томского областного краеведческого музея.

Автор статьи Т.А. Бычкова
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.