В мае 2014 года исполняется 115 лет со дня рождения Александра Георгиевича Заковряшина, одного из значительных мастеров изобразительного искусства Сибири 1920–1930-х.
Родился в Барнауле в семье казаков Егоро-Воскресенских заводов. Энергичный, разносторонне одаренный молодой человек ещё во время службы в армии в Минусинске, помимо своих непосредственных обязанностей был спортивным инструктором, ходил на выставки, лекции по искусству и сам рисовал. Его жизнь полностью изменилась после знакомства с Александром Петровичем Моисеенко, который дал будущему художнику не только основы профессиональной грамоты, но и увлеченность искусством, умение видеть мир глазами художника. После окончания службы в армии в 1924 он сразу начинает работать в ежедневной минусинской газете «Власть труда». В 1926 организовывает первую художественную выставку в Минусинске и становится одним из основателей Минусинской группы общества художников «Новая Сибирь» (1926). Всегда тяготившийся отсутствием систематического образования, оказавшись на первой всесибирской выставке, он буквально окунулся в художественную среду Новосибирска. И скоро переехал в этот город. Несмотря на то, что уже на всесибирской выставке художник выступил с рядом интересных гравюр на линолиуме, годы жизни в Новосибирске стали временем активной учебы у коллег. Плодотворно работал в иллюстрированном журнале «Настоящее» и во многих городских периодических изданиях. Но после постановления ЦК ВКП (б) от 25 декабря 1929 года об осуждении позиции журнала за «левые» взгляды А.Г. Заковряшин срочно переехал в Томске, где прожил почти три года.
Это самое неудачное время для художественной жизни Томска, когда уже закончились споры между ахровцами и представителями «Новой Сибири». Художники вроде бы и были в городе, но в газетах не было даже упоминаний об их деятельности. Даже место художника в газете «Красное знамя» было свободно и Александр Георгиевич вновь начинает трудиться. Он много работал и в фотографии и даже участвовал в городской фотовыставке, которая проводилась в фойе кинотеатра. А.Г. Заковряшин использовал это затишье для совершенствования своего мастерства в печатных техниках. Активный творческий темперамент художника требовал и соответствующего окружения. Но этого не было в Томске. Трудно было даже представить, что всего десять лет назад были мечты в этом городе об Академии художеств и художественном музее. На всесибирских выставках 1933 и 1934 в Новосибирске из Томска участвовал только А.Г. Заковряшин с произведениями из творческих поездок по Нарымскому краю. В 1933 он становится членом Союза художников. Это большое признание творческих заслуг неординарного яркого художника. Александр Георгиевич пытался вернуться в Новосибирск, который являлся центром художественной жизни Западной Сибири, тем более что ранее в него из Минусинска перебрался его друг и первый учитель А.П. Моисеенко. Но за четыре года многое изменилось. Некоторые его коллеги были арестованы. Самого Александра Георгиевича спас только отъезд в Томск. Новое поколение художников, более профессиональное, было чужим для активного и энергичного графика, привыкшего быть в центре событий. В 1935 навсегда покидает город, в который он так всегда стремился, и уезжает в Алма-Ату, где много занимается живописью и акварелью. Активно участвует в художественных выставках Средней Азии, вместе с живописцами, которые, как и он, пришли в искусство 1920-х и позже перебрались в южные республики.
Несмотря на то, что работники искусств по ходатайству своих творческих союзов получали освобождение от военной службы, А.Г. Заковряшин прошел через все невзгоды и испытания войны и погиб в Берлине за день до победы. Творческое наследие одного из самых оригинальных художников-графиков 1920–1930-х, в котором воплотились узнаваемые черты эпохи, сохранил его первый наставник А.П. Моисеенко. Большая часть этих работ была передана Новосибирской картинной галерее, Томскому областному краеведческому музею.
Коллекция нашего музея представляет разные периоды творчества мастера. В основном они создавались для газет и журналов, в которых художник работал. Особо стоит выделить линогравюру «Портрет Горького» (1933), про который П.Д. Муратов писал, что художник в нем продемонстрировал свое мастерство, наработанное в Томске. Интересен «Индустриальный пейзаж» новосибирского периода. Это самостоятельное станковое произведение с изображением большой железнодорожной станции, каким к середине 1930-х становится новосибирский железнодорожный вокзал. Искреннее восхищение человека 1930-х мощью индустриализации и техническое мастерство графика делает это произведение документом истории.
Отдельную страницу в творчестве графика составляют рисунки на почтовых карточках с текстом писем, адресованных А.П. Моисеенко. То, что в настоящее время называют авторской открыткой, но в данном случае – это просто доверительная переписка художников, в которой А.Г. Заковряшин знакомит своего первого учителя и друга с последними работами, своими находками и достижениями. Линогравюра «Двое» с характерным среднеазиатским пейзажем была отправлена из Алма-Аты, а следующие три открытки с фронта. Из них два рисунка 1942 – карикатуры на фашистов, выполненные для газет, с которыми художник в эти годы активно сотрудничает. В акварели 1943 художник предстает совсем иным – тонким и нежным.
А.Г. Заковряшин был знаковой фигурой в изобразительном искусстве Сибири в 1920–1930-е годы и в настоящее время внимание к его творчеству не угасает. Выставка-каталог подготовлена к юбилею художника.
ЗАКОВРЯШИН Александр Георгиевич
1899, Барнаул – 7.05.1945, Берлин
График. Систематического художественного образования не получил. Учился у А.П. Моисеенко (Минусинск). Жил и работал в Минусинске (1919–1927), Новосибирске (1927–1930, 1934–1935), Томске (1930–1934), Алма-Ате (1935–1941). Участник выставок с 1926 (Минусинск): I весенней коллективной выставки картин, этюдов, графики художников Минусинска (1926); выставки Минусинской группы общества художников «Новая Сибирь» (1928); I Всесибирской выставки живописи, графики, скульптуры и архитектуры в Новосибирске, Красноярске, Томске (1927); выставки живописи, графики, скульптуры группы художников в Красноярске (1929); западносибирских краевых художественных выставок в Новосибирске (1933, 1934, 1937); выставок произведений художников Казахстана и Средней Азии в Алма-Ате (1938–1943), Москве (1941). Один из организаторов Минусинской группы общества художников «Новая Сибирь» (1926). Член СХ с 1933. Сотрудничал в качестве художника в журналах «Настоящее» (1928–1930), «Товарищ» (1929–1930), газете «Красное знамя» (Томск, 1930–1932). Произведения находятся в Новосибирском государственном художественном музее, Казахской государственной художественной галерее имени Т.Г. Шевченко (ныне Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Алма-Ата, Казахстан), Томском областном художественном музее.
Каталог
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ. 1920-е
Бумага, тушь, перо. 24х20,5. В центре внизу: Дела семейные. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1975 от В.Е. Моисеенко (Новосибирск)
Г-2105
ПУАНКАРЕ. 1920-е
Бумага, тушь. 18,3х13. Справа внизу: А. З. Справа вверху: Пуанкаре. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1975 от В.Е. Моисеенко (Новосибирск)
Г-2103
Раймон Пуанкаре (1860–1934) – французский государственный деятель, президент Франции (1913–1920), премьер-министр Франции (1912–1913, 1922–1924, 1926–1929)
ПОРТРЕТ ЛЬВА ТОЛСТОГО. 1920 – начало 1930-х
Бумага, смешанная техника. 20,5х14,3. Слева внизу: А.З. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1975 от В.Е. Моисеенко (Новосибирск)
Г-2952
Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – великий русский писатель
ГОРЬКИЙ. 1933
Бумага, линогравюра. 44,5х32. Слева внизу: А. Зак – 1933. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1975 от В.Е. Моисеенко (Новосибирск)
Г-2954
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868–1936) – русский писатель, публицист
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ. 1930-е
Бумага, линогравюра. 24,8х21,5. Справа внизу: АЗ. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1975 от В.Е. Моисеенко (Новосибирск)
Г-459
МУЖСКАЯ ГОЛОВА. 1930-е
Бумага, линогравюра. 15х13,3. Слева вверху: А/З. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1975 от В.Е. Моисеенко (Новосибирск)
Г-2953
РОГАТКИ У ВХОДА В ПАРЛАМЕНТ. Конец 1930–начало 1940-х
Бумага, тушь. 21,3х29,7. Слева внизу: Рогатки у входа в парламент. А. Зак. На обороте: Заковряшин. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1975 от В.Е. Моисеенко (Новосибирск)
Г-2104
ДВОЕ. 1939–1941
Бумага, линогравюра. 14,3х10. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1975 от В.Е. Моисеенко (Новосибирск)
Г-3241
Изображение на почтовой открытке в Новосибирск на имя Моисеенко Александра Петровича из Алма-Аты от А.Г. Заковряшина, с маркой всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 года.
НЕ ВСЯК КУСТИК НОЧЕВАТЬ ПУСТИТ. 1942
Бумага, акварель, тушь. 15х10. Вверху: НЕ ВСЯК КУСТИК НОЧЕВАТЬ ПУСТИТ. Внизу: ЯСНА ПОСЛОВИЦА ПРО КУСТИК / НО ПОМНИТ ПУСТЬ ФАШИСТСКИЙ ХЛЮСТ / НЕ ВСЯКИЙ КУСТ К СЕБЕ ПОДПУСТИТ / КОГДА ТОТ КУСТ – СОВЕТСКИЙ КУСТ. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1975 от В.Е. Моисеенко (Новосибирск)
Г-2101
Выставки: XXIX областная «Мир и война». Томск. 1995. С. 43
ПО ОДЕЖКЕ ПРОТЯГИВАЙ НОЖКИ. 1942
Бумага, акварель, тушь. 15х10. Слева вверху: Аз, внизу: ПО ОДЕЖКЕ ПРОТЯГИВАЙ НОЖКИ / КОГДА МОРОЗ ДЕРЕТ ПО КОЖЕ / А ФЮРЕР НЕ ДАЕТ ОДЕЖИ / ЕГО МАМАШУ ВСПОМЯНИ / И В НЕБО НОГИ ПРОТЯНИ. На обороте текст письма и дата: 31.3.42. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1975 от В.Е. Моисеенко (Новосибирск)
Г-2106
Выставки: XXIX областная «Мир и война». Томск. 1995. С. 42–43
В РУБКЕ. ШКОЛА РАДИСТОВ. 1943
Бумага, акварель. 10,4х13,5. Слева вверху: А. Зак 43. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1975 от В.Е. Моисеенко (Новосибирск)
Г-2102
Выставки: XXIX областная «Мир и война». Томск. 1995. С. 43
Использован материал:
1. П. Муратов. Три художника. Новосибирск. 1969
2. Авторская открытка художников Сибири
3. Открытка старая и всегда новая. Часть III