Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 115 лет со дня рождения томского художника Веры Ивановны Котовой
У томского художника Веры Ивановны Котовой 19 апреля юбилей – исполняется 115 лет со дня её рождения. В собрании Томского областного художественного музея хранится 33 живописных произведения автора, которые музей представлял в 1999 году, отмечая 100-летие художника. Многие годы работы этого яркого мастера экспонируются в различных выставочных проектах музея.

…Февраль 1980 года был солнечным и морозным. Котовой исполнилось 80 лет и она уже в третий раз готовилась к открытию своей персональной выставки. Редко кто из художников того далекого времени мог так много и азартно работать, как умела это делать она – маленькая, чуть сутулая женщина с седыми волосами, плотно сжатыми губами и необыкновенно лучистыми глазами. В сильные январские морозы уже были привезены из мастерской в самый красивый и светлый зал в городе её новые холсты. Она сама строила экспозицию. Пристально всматриваясь в свои же работы, как бы немного не узнавая их в новом музейном освещении. Ворчала на себя за неудачный тон рам, даже принесла этюдник, чтобы уже при новом свете править работы. Особенно её волновали новые портреты, которые она закончила незадолго до Нового года. Портрет Дмитрия Дмитриевича Яблокова – академика, диагноста от Бога, известного во всем мире врача-терапевта, актрисы из Томского театра драмы Тамары Павловны Лебедевой, которую она сравнивала с Фаиной Раневской по дарованию, по высокой амплитуде игры. Обладая ярким и самобытным характером, сама тянулась к личностям похожим, близким ей по жизненной энергии, задору, равному молодым. Не зря в Томске Веру Ивановну, любя и уважая, называли «самым молодым художником».

В коллекции музея много цветочных натюрмортов. Она любила цветы по-особому. Почти как сказочник Андерсен, рассказывала ученикам истории о старой корзине, купленной с букетом ландышей у цветочницы, или о спасенной ею особой керамической кружке, о нежных нарциссах, что умеют веселить глаз, уставший за долгую сибирскую зиму.

Строя свою последнюю выставку, она сама завершила экспозицию, все работы нашли свои места в зале. Вере Ивановне стало спокойнее, и она, устав, присела в старое асташевское кресло и стала уже как зритель смотреть на холсты. За окнами спустились скорые зимние сумерки, и пора было уходить из музея. Уже из музейного дворика она еще раз посмотрела на горящие окна выставочного зала, где теперь будут ночевать её работы, и, пройдя сто шагов в сторону дома, присела на скамью и уснула навсегда. Как человек, честно сделавший большое, необходимое людям дело.

Вера Ивановна была человеком яркой и сложной судьбы. Она почти ровесница века, родилась на русском Севере, в Вологде, где с гимнастических лет стала преподавать, помогая семье. Еще в детстве вологодские художники выделяли её, а известный художник и искусствовед И.Э. Грабарь увидев рисунки Веры Котовой на конкурсе в Москве, послал письмо, полное ободрения и участия: «Милая девочка Верочка, вам надо серьезно учиться». И она училась быть Художником всю жизнь. Сначала в Северном кружке любителей изящных искусств, затем у маэстро Н.П. Дмитриевского в Вологодских свободных художественных мастерских. Её всегда привлекала Москва, пульс художественной жизни которой соответствовал страстной и цельной натуре Котовой. Годы учебы в московском ВХУТЕИМАСе-ВХУТЕИНе всегда вспоминались ею как один радостный и солнечный день. Занятия у кубофутуриста и архитектора А.А. Веснина и «амазонки русского авангарда» Л.С. Поповой заложили в её душе базу для обоснованного отказа от искаженного мира. «Глубокая ошибка считать Пикассо началом – он, скорее, завершение», – полагала она. Учеба у Р.Р. Фалька, художника-легенды, дала ей основу мастерства. Впрочем, Вера Ивановна не стала ни подражателем, ни даже последователем Фалька – сказалась вполне естественная разница темпераментов, способов мышления, но она навсегда сохранила благодарные и теплые чувства к своему учителю живописи.

Москва подарила ей страсть к театру. Спектакли В.Э. Мейерхольда, выступления перед спектаклями В.В. Маяковского, А.В. Луначарского… Находясь в хорошем настроении, она живо и ярко рассказывала о московских встречах и знакомствах. Иногда вспоминала, как видела и слушала Ленина на III съезде комсомола, где она была в составе вологодской делегации. Эти воспоминания особенно трогали томского художника, работавшего в теме «Ленинианы» М.Ф. Горбатенко.

Она приехала в Томск перед войной. Активный творчески и необыкновенно деятельный человек она стала почти сразу преподавать и участвовать в художественных выставках. Педагогической работой она занималась увлеченно, почти четверть века преподавала в Политехническом институте (1945–1967). Преподавала и в различных художественных студиях города, в художественной школе, воспитав целое поколение художников Томска. Стояла у истоков Томского Союза художников России. Девять лет была его председателем. Работая в среде томской профессуры, замыслила создать портретную галерею томских ученых, известных людей, актеров, художников. И смогла это сделать, что подтверждают четыре её персональных выставки. Эти портреты – яркие художественные биографии людей, ставших олицетворением особой интеллектуальной атмосферы Томска. Вера Ивановна почти никогда не писала на заказ, поэтому её портреты не парадные, а камерные, психологически точные. Свое восхищение миром, в котором она жила всю свою долгую, яркую и сложную жизнь, Вера Ивановна передавала через натюрморт. Она умела писать и нежность весенних первоцветов, и яркость, и сочность южных фруктов. И всему, что умела сама, учила студентов и студийцев. Среди её учеников заслуженный художник России Г.М. Ламанов, его сын Николай, Л.И. Почекутова – ныне московский живописец, Ю.И. Фатеев – художник, музыкант, живущий в Прибалтике. Её учениками могут назвать себя многие из томичей. Она работала много, писала быстро, легко и радостно, была творчески активной в свои 80 лет. Ученики обожали её. Вера Ивановна превращала сеансы работы над натюрмортами в художественной школе в праздник: отправляла мальчишек в булочную за разными хлебами и устраивала натюрморт-пиршество с запахом свежеиспеченного хлеба. Не могла удержаться и садилась писать сама. ТО приносила огромную азиатскую дыню и разрезала её на всю компанию только после того, как натюрморт был всеми закончен. Ученики помнят ту особую атмосферу, в которую попадали, находясь в гостях у учителя на улице Кулагина. Тот особый чай, что вспоминают как открытие нового вкуса все, кто был удостоен этой чести. Тот уют с обязательными двумя кошками. Вера Ивановна шутила: «Надо оправдывать свою фамилию».

Вера Котова, как художник, жила ярко и заметно для нашего города. Но всегда была недовольна собой. Только в последние годы она сформулировала для себя некую концепцию, наиболее соответствующую её характеру и мироощущению. Она была не совсем нова, но ведь каждый художник все главные принципы должен открывать для себя сам. Основной тезис был таков: живопись не столько фиксация свойств натуры, настроения и даже ощущения автора, сколько прямой разговор художника со зрителем. Когда смотришь на работы Веры Ивановны, встречаешься глазами с известными томичами, портретами внуков художника, натюрмортами, хочется верить, что Вера Котова «самый молодой художник» всегда нам рада.

Ученица В.И. Котовой по детской художественной школе Т.Н. Микуцкая

Уважаемые томичи! Еще много талантливых людей, что учились у В.И. Котовой в студиях, художественной школе, Политехническом институте, которые с добром вспоминают этого учителя и человека. Предлагаем собрать все воспоминания и опубликовать их на сайте музея, в честь её юбилея.
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.