|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 125 лет со дня рождения маэстро акварели Вадима Матвеевича Мизерова
16 мая 2014 года исполняется 125 лет со дня рождения «мастера чистой акварели, томского Чистякова» Вадима Матвеевича Мизерова (1889–1954), одного из самых ярких сибирских художников.
В собрании Томского областного художественного музея хранится 144 работы Мизерова, 140 из них были подарены музею в 1989 году вдовой художника Валентиной Михайловной Гладковой во время празднования в музее 100-летнего юбилея мастера. В истории искусства еще, к сожалению, немало художников, чьи имена забыты или полузабыты. О них могут помнить дети друзей, постаревшие ученики, почитатели, искусствоведы. Несправедливость такого забвения часто осознается уже после смерти художника, ибо она превращает то, что было динамикой и эмоцией жизни и творчества, в результат или итог. Поэтому основным предназначением музеев является сохранение не только произведений, но и живой памяти о великолепных художниках, богатых и щедрых талантом и душевным отношением к миру и людям. Так, после нескольких десятилетий забвения в 1987–1989 годах было возвращено имя и наследие одного из крупнейших русских художников, талантливого педагога, наставника нескольких поколений советских художников ХХ века – Вадима Матвеевича Мизерова. Большая часть его работ была создана в любимом Томске и посвящена непарадному, меланхолическому Томску, городу небольших улочек, старых домов и синих сумерек. Ему нравилась Вечеря города, где небо влажно, как море, а океан серебристых тополей безбрежен, как небо. На чем бы ни останавливался взгляд мастера, все превращалось в «пластическое событие». Он, как истинно русский художник, был романтичен в отношении к будничному, неизменно скрывающему в себе возвышенное. Родина художника – небольшой городок Пермской губернии Красноуфимск, где его отец – Матвей Иванович, выпускник Казанского университета, доктор медицинских наук, работал в земской больнице и где до настоящего времени одна из улиц носит его имя. Художественное образование Вадим Мизеров получил в Казанской художественной школе, которую окончил с отличием в 1913 году, обучаясь у известного художника мирового уровня Николая Ивановича Фешина. По странному стечению обстоятельств темой дипломного проекта, за который молодой художник получил первую премию, была «Часовня для Томска», а через семь лет судьба привела его с женой и сыном Борисом в наш город, где он прожил до конца жизни. Томск стал для Мизерова городом, которому он посвятил дар педагога, работая в томских вузах с 1923 по 1948 год, и свой талант художника, изображая город и друзей-томичей на акварелях, не теряющих яркость и сочность красок до настоящего времени. В 1921 году он открыл частную художественную студию и вел её до конца жизни, располагалась она во Дворце труда, затем в Доме ученых. Из студии вышло немало известных художников, архитекторов и просто талантливых людей, обладающих хорошим вкусом. Это омский мастер пастели, член – корреспондент Академии художеств А. Либеров, автор монографий об архитектуре А. Прибыткова, Е. Ащепков – новосибирский профессор архитектуры, петербургский архитектор и график С. Захаров, костромской живописец В. Рассыпнов. У Мизерова учились томские профессора Л. Березнеговская, С. Гудошников, томские художники В. Гроховский, В. Попов, М. Горбатенко, заслуженные художники России К. Залозный и Г. Ламанов. Его ученик, впоследствии действительный член Академии художеств Михаил Васильевич Посохин писал о своем учителе сотрудникам ТОХМ: «Вадим Матвеевич обладал редким талантом художника и, прежде всего, секретом и необыкновенным мастерством чистой акварели. Кроме того, велика его заслуга в передаче молодым своего большого опыта и знаний в художественной студии. Был период в юношестве, когда для меня сибирский художник Мизеров был почти кумиром. Внешность у него была именно такой, каким я представлял себе настоящего художника: крупные черты лица, удлиненные густые волосы, темная блуза, в виде толстовки с большим бантом на шее и какая-то спокойная, с достоинством постановка фигуры и выразительной головы». Художник исповедовал в своем творчестве идею живого, эмоционального языка акварели, наделяя её нотами грустного гротеска или значительности незначительного, столь свойственных «мирискусникам». Мизеров воплощал ностальгию по юношеским идеалам близкого ему художественного круга, что придавало его работам обаяние «мирискусников второго поколения». Это был мастер тонкого, даже тончайшего и драгоценного слоя русской интеллигенции, тот, для кого политика не имела цены. «Только в мире искусства создается истинная красота, прикосновение к которой озаряет собой неэстетичное бытие». Поэтому у Мизерова столь часто соединяется идея и декоративный мотив, светящиеся пятна цвета и гибкая линия «модерна», которые образуют тем самым особый мир Мизерова, где пространство обладает глубиной, фигуры и предметы почти лишены массы, а звучный цвет доминирует в мелодичном строе композиции. Стиль модерн сформировал нового художника – универсальную артистичную личность, мечтателя и практика одновременно, способного создавать произведения и преображать в явление искусства самые прозаические предметы быта и лица крестьянских девушек, извлекая из натуры одухотворенную красоту. Мизеров был педагом-практиком и теоретиком, разработав свой курс по «Перспективе» и «Теории теней», как архитектор-декоратор, выполнив проект реконструкции Дома ученых, как автор статей по искусству, и, главное, как маэстро акварели. Он отмечал эту технику как наиболее камерную, которая настраивает на доверительное общение, предполагая определенную роль интимности «собеседования» художника и зрителя. Обаяние его портретных образов проистекает из атмосферы той ясной и спокойной благожелательности, в которую они погружены художником. Этот мир мастер передает языком особого благородства и той увлекательной пристальностью, с которой он любовался душевными и пластическими особенностями своих моделей. Семья и окружение дали Мизерову глубокие знания европейской и русской культуры и истории, определили его жизненную позицию – позицию мудрого созерцателя, «своего» в минувших веках и «собеседника» великих поэтов и философов прошлого, и в тоже время человека артистичного, всегда по-хорошему современного, даже модного. Однако, его художническая судьба складывалась по-особенному: не так звёздно ярко, каковыми всегда были его акварели. Первая его персональная выставка прошла в 1968 году, а потом до 1987 года его работы бережно хранились его вдовой Валентиной Михайловной Гладковой, профессором Политехнического института, в их доме на улице Гагарина. В 1987 они экспонировались на выставке в Томском областном художественном музее, который через два года подготовил и открыл большую экспозицию работ мастера собранную в разных городах, частных коллекциях, музеях и посвященную 100-летнему юбилею художника. В благодарность за возвращение имени В.М. Мизерова и включения в культурный оборот его произведений В.М. Гладкова передала в дар музею всю коллекцию его работ. Персональные выставки художника прошли в музее в 1989, 2010, готовится к открытию персональная выставка в 2014 году. Произведения Мизерова и его жизнь многие томичи считали произведением искусства, что делало его всегда привлекательным для окружающих. Разочарования, неудачи, губительные для Мизерова противоречия 1930-х годов, к счастью, недолгий арест и возможность работать только в свободное от педагогической работы время – все, так мучившее мастера, было часто скрыто от большинства глаз. До настоящего времени он остается недосягаемой вершиной для настоящих и будущих художников. Гениальным одиночкой он прошел свой путь. Став для многих поколений сибиряков непревзойденным маэстро акварели, гениальным педагогом и человеком, воплощавшим идеальное представление о красоте во всем. Т.Н. Микуцкая Биографическая справка Мизеров Вадим Матвеевич родился 16.05.1889 в Красноуфимске Пермской губ. - умер 24.11.1954 в Томске. График. Автор портретов, пейзажей, тематических композиций. Работал в технике акварели, рисунка. Учился на живописном, затем на архитектурном отделениях Казанской художественной школы (1908–1913) у Н.И. Фешина. Дипломная работа: «Проект часовни для Томска» (первая премия). Получил звание техника по архитектуре и учителя рисования. В 1913, по заданию Е.Е. Лансере, выполнял архитектурные зарисовки в Пермской губернии для петербургского архитектурного журнала. Участник выставок с 1913 (Уфа), в том числе республиканских, региональных, областных. Член творческих объединений: «Двадцати шести» (Томск, 1920–1921), Общества охраны памятников искусства и старины (Томск, 1920–1921); организатор и председатель Томского филиала Всесибирского общества «Новая Сибирь» (1926–1929), томского филиала Западносибирского Союза советских художников (1934–1946), Томского отделения Союза художников России с 1946. Преподавал в гимназиях и школах Кургана (1913–1920), томском технологическом институте (1923–1946), университете, руководил художественными студиями при добровольном обществе «Друзья детей», томском Дворце труда, клубах воинских частей, томском Доме ученых (1920–1948). Совершил творческие поездки на стройки Кузбасса в 1927, Алтай в 1936, 1937. Персональные выставки: Томск, 1959 (?), 1968, 1989, 2010; Омск, 1998. Жил и работал в Томске с 1920. Работы хранятся в музеях Иркутска, Красноярска, Омска, Новосибирска, Томска. Коллекция ТОХМ включает 144 акварели и рисунка, ТОКМ – 46, Новосибирского государственного художественного музея (НГХМ) – 25. Литература: 1. Каталог выставки произведений художника В.М. Мизерова. Автор-составитель О.И. Думенко. Томск, 1968; 2. Муратов П.Д. Три художника. Новосибирск, 1969. С. 7–30; 3. Ротман В.Г. Томские художники. Томск, 1978. С. 74–75; 4. Гладкова В.М. Художник В.М. Мизеров. Воспоминания о педагогической деятельности // Художественная культура и интеллигенция Сибири (1917–1945). Новосибирск, 1984. С. 181–191; 5. Каталог произведений. Вадим Мизеров. К 100-летию со дня рождения. Автор-составитель Т.Н. Микуцкая. Томск, 1989; 6. Томские художники. 1946–1996. Альбом-справочник членов Союза художников Томска. Автор-составитель Т.Н. Микуцкая. Томск, 1997. 7. Томск от А до Я. Краткая энциклопедия города. Под ред. Н.М. Дмитренко. Томск, 2004. С. 209; 8. Микуцкая Т.Н. Первый учитель А.Н. Либерова – маэстро акварели В.М. Мизеров // Творчество А.Н. Либерова и российская пастель: история и современность. Сб. материалов всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2011. С. 46–51.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|