Версия для слабовидящих
ВТ - ВС: 10:00 - 18:00
ПН - выходной
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / К 165-летию со дня рождения художника Балдомеро Галофре
Балдомеро Галофре и Хименес (24.05.1849. Реус – 26.07. 1902, Барселона) – признанный испанский живописец и акварелист. Его произведения хранятся в мадридском Музее современного искусства, барселонском Национальном музее искусства Каталонии, крупнейших музеях страны, и других европейских собраниях. После смерти художника в Городском музее изящных искусств Барселоны его картинам был отведён отдельный зал. С этим городом связаны важные этапы творческого пути мастера.

В Барселоне, куда семья будущего художника переехала из Реуса, он учился в Королевской академии изящных искусств у Рамон Марти и Альсина В этом городе пришел успех после участия в выставках в Академии (1866, !868, 1870–1872, 1874). За свои акварели на выставке в Саламанке художник был удостоен серебряной медали. Затем Балдомеро продолжил обучение в Мадриде. В 1874 году Галофре после получения Римской стипендии Мадридской академии художеств жил в работал в Риме, где посещал Академию художеств, и в Неаполе. На рубеже 1870–1880-х годов персональные выставки художника с успехом прошли в столицах Европы. В 1884 году он вновь на родине, участвовал в выставках Барселоне (1884), в Мадриде (1890). Пик популярности пришелся на 1901 год, незадолго до смерти талантливого живописца, после триумфа выставок в Мюнхене, Вене, Берлине, которые принесли ему европейскую известность.

Картина «Метание меча» (холст, масло. 62х105,5 см) из коллекции Томского художественного музея была исполнена во время пребывания в Риме, что засвидетельствовано надписью. На ней изображена группу испанских грандов во время приятного досуга. Подобное развлечение заменило корриду, которую временно запретили в XVI веке. Многофигурная композиция – яркий пример бытового жанра, костюмированного под историю. Действие картины перенесено в XVI век, когда Испания процветала, была самой сильной морской державой и занимала территорию, равную одной пятой суши земли с населением в 60 миллионов человек. Современники художника часто наполняли свои полотна представителями различных эпох и культур. В живописи ретроспективные тенденции проявляются не только в предпочтении сюжетов из жизни прошлых эпох, но и стремление к научной достоверности факта, аксессуаров. В них была правдивость мелких деталей, занимательность или оригинальность сюжета.

Картина способна привлечь внимание зрителей с различными запросами и интересами. Любитель занимательных сюжетов и историй получит удовольствие от самой сцены, разделив восхищение юного гранты ловкостью опытного метальщика меча. Специалисты в области моды сосредоточатся на рассматривании изысканных костюмов испанских грантов, переданных исторически точно. Они отметят элемент традиционной испанской одежды кальсес – короткие штаны с двойным подкладом, надеваемые поверх чулок, вошедшие в моду в середине века, верхнюю переливающуюся часть одежды – короткие плащи, дополненные гранголой, гофрированным круглым кружевным воротником и другие характерные деталей костюмов представителей высшего испанского общества в XVI веке.

Знатоки старинного оружия будут изучать его с пристрастием, на время оставив без внимания щиты, военные доспехи и знамена, свидетелей былых битв. Самые искушенные попытаются разобраться, каким холодным оружием так искусно владеет удачливый грант и почему на старой этикетке стоит названий «Метание копья». С таким названием картина поступила в томский музей в 1928 году. Этот вопрос ранее волновал не только их, но и исследователей сюжета. Как известно, процесс метания в прошлом предполагал поражение конкретной цели, для чего использовались копья. Между тем изображенное на картине холодное оружие явно представляет собой меч – клинковое оружие с эфесом (рукоятью), состоящее из навершия (набалдашника, яблока), черенка и крестовины. Оно предназначено для рубящего удара, удара или укола, но не метания. В Европе мечи активно использовались до конца XVI века, затем были заменены шпагами, саблями, особыми высокоспециализированными формами меча. Они изображены у других участников сцены. Уходящий в прошлое меч утратил свою актуальность как оружие, ему нашлось иное применение, что нашло отражение в картине.

Наслаждение от картины получит истинный любитель хорошей живописи. Самобытная живописная манера художника вполне сложилась ко времени создания картины. Звучен по цвету роскошный интерьер, напоминающий зал воинской славы и доблести. Картина написана короткими, гибкими, цветораздельными мазками, которые на расстоянии сливаются и создают выразительную живописную поверхность, построенную на сочетании холодных насыщенных цветов. Полотно подтверждает заслуженность Галофре прижизненной славы блестящего живописца. До сих пор о колорите его картин пишут и говорят только в превосходной степени.

Зрители с критическим складом ума разделят отношение автора к своим героям. Современник Ницше, он не скрывает своей иронии, несколько отстраняется от происходящего, критически его оценивая. Из-за вычурности поз сцена несколько театральна, а участники напыщенны и немного смешны в стремлении быть значительными.

Авторская рама, широкая, богато орнаментированная, сверкающая позолотой, подчеркивает живописные достоинства произведения.

Редкое для отечественных коллекций полотно Галофре до 1918 года находилась в коллекции наследников Владимира Ивановича Солдатенкова, племянника известного московского коллекционера и книгоиздателя Кузьмы Терентьевича Солдатенкова, затем поступила в столичный Государственный музейный фонд и впоследствии была передана в томский музей.
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.