Версия для слабовидящих
ВТ - ВС: 10:00 - 18:00
ПН - выходной
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Колекция В.П. Белкина в собрании ТОХМ
Коллекция Вениамина Павловича Белкина в собрании Томского областного художественного музея составляет более 400 работ и поступила в 1984 году от Е.Г. Кьядской-Поповой, директора мемориального музея-квартиры Александра Степановича Попова (внучки изобретателя радио). Сотрудники Томского областного художественного музея обратились к Е.Г. Кьядской-Поповой по поводу наследия А.С. Капустиной-Поповой – родной сестры А.С. Попова, и неожиданно получили коллекцию В.П. Белкина, оказавшуюся после смерти вдовы художника у внуков А.С. Попова. Жена В.П. Белкина Вера Александровна, урожденная Попова, отчего предполагали, что она являлась родственницей семьи ученого. А.С. Попов, В.П. Белкин и его жена из Пермской губернии, и в Петербурге семьи поддерживали родственные отношения. Вера Александровна даже учила музыке старшую дочь А.С. Попова. Работы Вениамина Павловича украшали интерьеры квартиры ученого. Правнучки ученого Надежда Григорьевна Андреева уточняет, что дальним родственником был именно В.П. Белкин (1).

Вениамин Павлович Белкин – представитель самого младшего поколения мирискусников, участник бурной артистической жизни столицы второго десятилетия двадцатого столения. Родом из Верхотурья, он в 1902–1903 годах учился в Томском технологическом институте. Вероятно, выбор города был определен тем, что в Томске в это время жила его дальняя родственница - Августа Степановна Капустина-Попова, известная томская художница, жена профессора Томского университа (2). Возможно, этот год рядом с выпускницей Академии художеств, определил судьбу Вениамина Павловича. Уже в 1903–1906 годах он учился в Москве в художественной школе А.П. Большакова у В.Э. Борисова-Мусатова и одновременно посещал мастерскую художника М. И. Шестеркина. В 1907–1909 годах продолжил образование в Академии «Ла Палетт» в Париже у Ш. Герена и Ш. Коттэ. Здесь он посещает ателье Е.С. Кругликовой, один из центров русского искусства в Париже и знакомится с М.А. Волошиным, А.Н. Толстым и другими представителями творческой интеллигенции.

Восьмидесятые годы двадцатого столетия – это годы активного комплектования Томского художественного музея и время, когда только начинают открываться новые имена в истории искусства начала двадцатого столетия. Несмотря на достаточно подробную статью о В.П. Белкине в биобиблиографическом словаре представление о его творчестве составить было очень сложно (3). Музеем были приобретены только три живописные работы (два пейзажа и портрет Веры Александровны Белкиной, который ошибочно назвали портретом Н.И. Толстой) и одна акварель (Портрет Н.А. Попова, брата жены). Остальное передали в архив музея. Со временем, когда появился интернет и новые публикации, к коллекции вновь вернулись. Она была систематизирована, описана и переведена в основной фонд.

На примере этой коллекции можно говорить о творческой биографии художника. Вениамин Павлович был человеком с очень активной жизненной позицией. Как член художественного бюро артистического кафе «Бродячая Собака», он вместе с С.Ю. Судейкиным и Н.И. Кулибиным расписывал стены этого подвальчика. Летом того же года вместе с М.А. Волошиным, А.Н. Толстым и А.В. Лентуловым расписывали стены коктебельского кафе «Бубны», украшая их шутливыми рисунками и стихами. В 1918 году к годовщине революции исполнил панно «Пегас» для Пушкинского сквера в Петрограде.

В 1919-1921 по приглашению С.В.Чехонина Вениамин Павлович работал художником Ленинградского фарфорового завода. Выполнял эскизы росписи агитационных тарелок для фарфорового завода, которые переводились на фарфор художницей А.Р. Галенкиной. Его произведения хранятся во многих музеях мира, включая Британский музей, Музеи Кремля, Музей императорского фарфорового завода и др. (4). Фарфор, рожденный Октябрьской революцией, явился не только свидетелем эпохи, но и активным проводником идей построения нового общества. Произведения нового искусства выполняли функции художественного представительства советского строя. Две эскиза с этой тематикой поступили в музей. Роспись сравнительно сдержанна по цвету – светлая, легкая. В основном это голубовато-фиолетовая гамма сближенных между собой цветов с вкраплениями коричнево-охристых, приглушенных зеленых, серых оттенков. Композиционно-декоративные достоинства выявлены больше всего в рисунке – ритмическом, немного кубизированном.

В 1910-е годы художник «не без непосредственного влияния А.Н. Бенуа начинает активно работать в графике, овладевает различными техниками гравюры, оформляет и иллюстрирует книги, сотрудничает в журналах «Аполлон», «Лукоморье», «Сатирикон» (5), в 20-е годы в издательствах «Былое», «Аквилон», «Academia» и др. Отзывы о его творчестве противоречивы. Одни недовольны "слишком очевидным влиянием художников «Мира искусства», другие, как например А.А. Сидоров в своем обзоре графики и искусства книги отмечал «немногие, но всегда интересные выступления В.П. Белкина» (6). Живописные этюды из коллекции очень разные и свидетельствуют о его метаниях. «Сказалась его собственная раздвоенность, в живописи он тянулся к московским сезаннистам, а в графике оставался несколько старомодным петербуржцем» (7). В настоящее время известны его произведения живописи, росписи на фарфоре, но славу ему составили произведения в книжной графике.

Семью Белкиных связывала многолетняя дружба с А.А. Ахматовой с 1910-х годов. На протяжении всей жизни художник неоднократно возвращается к работе над ее портретом и всегда оставался недоволен результатом, особенно в живописи. И неудивительно, в эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников. Наиболее известный живописный портрет Анны Андреевны из Русского музея, который он начал в 1922 году и несколько раз переписывал, подвергался жесткой критике, назывался салонным, «жалким сезаннистым неоконченным» (8). Причина в том, что Белкин писал не великого поэта, символ эпохи, а близкого и любимого друга. Естественно его восприятие Анны Андреевны было другим. Сохранилось несколько графических портретов Ахматовой, выполненных В.П. Белкиным, которые хранятся во многих музеях и частных собраниях. В карандашном рисунке, поступившем в наше собрание, отсутствует сценичность, предстояние перед зрителем. Камерное изображение узнаваемого ахматовского профиля с челкой останавливает на себе внимание зрителя. В мемуарной литературе тех лет часто встречается описание встреч с Ахматовой в мастерской Белкина, где Анна Андреевна была частым гостем. В. П. Белкин был одним из авторов, к которому обращены слова Анны Андреевны: «Ты выдумал меня». Как это ни странно образ Анны Андреевны наиболее ярко проявляется в книжной графике автора. «В чужом тексте, как в чужом зеркале», он оказалась ближе … Ахматовой. Царственность и величавость Ахматовой угадываются в женских портретах, созданных художником в иллюстрациях к поэме Георгия Ивановича Чулкова «Мария Гамильтон», оформленной Белкиным в 1922, по просьбе автора (9). После этого издания художественный критик А.А. Федоров-Давыдов отмечал: «А. Бенуа в графике имеет, пожалуй, только одного действительно стилистического последователя в лице В.П. Белкина» (10), а пушкинист Н.Н. Лернер в рецензии на издание поэмы Г.И. Чулкова писал, что «рисунки В. Белкина в стиле деревянной гравюры удачны (поразительно хорош Петр)»(11). В нашей коллекции только одна иллюстрация к этому изданию. Иллюстрации к «Марии Гамильтон» не прошли незамеченными, можно сказать, составили имя Белкину в истории русской иллюстрации.

Портрет Ахматовой на обложке к роману А.Н. Толстого «Хождение по мукам» 1925 года настолько удачный, что это даже не обсуждалось на момент появления книги. Издан роман был в двух одинаковых томиках и в одной и той же рисованной обложке, которая воспринималась как символ эпохи. На обложке изображен классический петербургский пейзаж, охваченный красными языками пламени. Внизу обложки - поверженные атрибуты царской власти и над ними восьмигранный картуш, портретная рама, в окошке которой видны два женских профиля: Анны Ахматовой и Ольга Глебовой-Судейкиной, двух неразлучных подруг (12). Эскиз обложки, из описываемого собрания, и конечный результат отличаются. Музейный вариант наиболее созвучен характеру автора, он более мягкий, пожалуй, даже лиричный с очевидным портретным сходством. Юрий Александрович Молок в своих статьях высказал предположение, что не без влияния А.Н. Толстого он превратился в лаконичный жесткий почти плакатный прием изображения на обложке. Отметим также, что вынесение портрета на обложку было излюбленным приемом Белкина-оформителя. Так, на обложке программы к опере «Травиата» Верди можно увидеть овальный портрет героини. Позднее, особенно в изданиях «Academia», где Белкин был постоянным художником, он будет нередко выносить портрет на суперобложку, заключая его в рамку.

Белкин был близким другом Алексея Толстого и иллюстрировал его дореволюционные издания. По совету Белкина А.Н. Толстой возвращается в 1923 году из-за границы не в столицу, а в Петербург. К его приезду Вениамин Павлович подготовил и обустроил писателю квартиру в доме на Ждановке, где жил сам. В этом доме по соседству с Белкиными Толстые прожили пять лет. В этот период Белкин, помимо обложки, портретов писателя, создает экслибрисы «Из книг Никиты Толстого». В нашей коллекции два варианта экслибриса. В 1924 году он работал над изданием К.И. Чуковского «Пираты. Людоеды. Краснокожие», по Бэвану, Джедду и Стрэнгу, которое было переиздано в 1925 году под названием «Смельчаки». Это издание с большим количеством иллюстраций повлияло на содержание и стилистику выше названного экслибриса.

Корней Чуковский так же, как и Алексей Толстой старался обеспечить работой своего друга не только по причине дружбы, но и потому, что Белкин в своем творчестве претворял традиции объединения «Мир искусства» в книге. Работая над заказом, он дотошно разрабатывал всю структуру книги от суперобложки до буквицы. В иллюстрациях к «Пиратам. Людоедам. Краснокожим» из нашей коллекции, не только книжные оригиналы, но и предварительные рисунки к ним. Следует заметить, что оригиналы по своим размерам примерно в два раза больше рисунков в книге и почти все пройдены кистью, либо выполнены акварелью. Внизу рукой художника подписана цитата из текста, к которой создана иллюстрация. Петр Евгеньивич Корнилов, специалист по книжной графике и коллега писал, что «Белкин часто много работал над крупными, почти станковыми рисунками в темпере на темы данного литературного произведения. «Картинность» последних нисколько не отразилась на «книжности» тех рисунков, которые вошли в книгу» (13). Некоторые из них могут рассматриваться как самостоятельные произведения, как например, рисунки темперой в нашем собрании свидетельствующие о виртуозном владении техникой.

В.П. Белкин был бессменным автором прославленного издательства «Academia». «Явление, если не уникальное, то уж во всяком случае, крайне редкое – мастерство и талант художника одинаково высоко ценят все сменяющиеся главные редакторы – А.А. Кроленко, И.И. Ионов, Л.Б. Каменев. За годы работы с «Academia» Белкин оформил 37 изданий (около 80 книг), тем самым поставив своеобразный рекорд – следующие за ним замечательные мастера книги Д.И. Митрохин и И.Ф. Рерберг отстают от него едва ни вдвое» (14). В описываемой коллекции есть отдельные произведения, как например, обложка к книге «Маленький оборвыш» Джеймса Гринвуда 1925 года издания, но известно, что книга вышла в оформлении другого художника. Это свидетельствует о мобильности, обязательности художника и готовности участвовать в планируемой работе.

Иллюстрации В.П. Белкин органично вписывались в содержание издания. Только на примере коллекции художника в Томском областном художественном музее поражает широта охвата тем, над графическими решениями которых столь успешно работал Белкин. Тут соседствуют с классиками мировой литературы – Катуллом, Боккаччо, Свифтом, Сервантесом, Гюго, – воспоминания А.Я. Панаевой, Е.А. Сушковой, переписка Ф.М. Достоевского с И.С. Тургеневым, А. А. Блока с родными, капитальный искусствоведческий труд Г. Вельфлина и книга французской террористки Марии Мишель «Комунна», с очень специфичным восприятием революционных событий, человека из уличного патруля, видевшего определенные круги общества, далекие от революционных идей. К каждому из произведений удалось подыскать свойственный только ему одному тематически-стилевой и изобразительно-точный ключ.

Практически все поступившие иллюстрации безымянные, подписаны всего двумя буквами «ВБ», свидетельствующими об авторстве. Провести атрибуцию иллюстраций к книге «Коммуна» удалось благодаря портрету Марии Мишель. Это издание 1925 года было единственным изданим этого автора в нашей стране. Удивительным образом удалось систематизировать почти всю коллекцию, иногда опираясь всего лишь на строчки из письма. Например, в описываемой коллекции встречается несколько акварелей стилистически явно к одному произведению. На одном листе есть текст на изображениии знамен «Генрих V». В письмах художника читаем: «к Шекспиру к «Королю Генриху V» тоже сделаны мной рисунки 5 штук». Письмо недатировано, но в этом же письме следующее: «За последние 1 ½ года живем уединенно. С Толстыми прервали отношения … Он (Алексей) с семьей поселился в Детском Селе (быв. Царское)… » (15). Семья А.Н. Толстого переселилась в Царское в мае 1928 года, т.е. иллюстрации к В. Шекспиру «Король Генрих V» можно датировать 1929-ым годом.

На протяжении всей своей жизни он несколько раз работал над иллюстрациями к произведениям М.Ю. Лермонтова, как к отдельным произведениям, так и к полному собранию сочинений 1932 года. Важна оценка Лермонтовской энциклопедии: «В работах художника не все равноценно... Тем не менее сюита рисунков В.П. Белкина сыграла положительную роль на раннем этапе иллюстрирования сочинений М.Ю. Лермонтова в советское время» (16). В описываемой коллекции представлены подготовительные рисунки для иллюстраций: 1937 — «Измаил-Бей», 1939 — «Тамань», «Кавказский пленник», «Два брата», 1943 — «Штосс» и др.

По возвращении на родину в 1909 году Белкин обосновывается в Петербурге. И уже навсегда. Даже в годы блокады не оставляет его. Город входит в его жизнь и его творчество. Особую тему в творческом наследии художника составляют рисунки, акварели и гуаши военных лет, самые маленькие из них 4х6 см. Во время блокады Ленинграда в апреле 1942 года после просмотра живописи к весенней выставки искусствовед А.А. Борташевич сделал запись в дневнике « Впечатление еще более убогое, чем от графики. <...>Лучше других работы Белкина… Белкин выставил 6 эскизов: 2 фронтовых эпизода, пожар Бадаевских складов, пожар Нардома, воздушный налет и обстрел. Хороши ленинградские пейзажи, город он понимает, но остальное… с сильным налетом стилизации и манерности. Но по культуре, не говоря уже о технике, это значительно выше всего остального» (17). В описываемой коллекции удивительно теплый портрет Д.И. Митрохина, коллеги по Академии художеств и спутника по жизни начиная со студии Е.С. Кругликовой в Париже, объединения «Мир искусств», а затем и время блокады Ленинграда, после лечения в стационаре «Астория» 19 января 1942 года, который отличается реалистичностью исполнения.

В музейной коллекции художника экслибрис А.М. Рачковского 1943 года и обложка небольшой книжицы «13 книжных знаков». «Во время блокады В.П. Белкин создал «блокадную сюиту» – тринадцать книжных знаков для своих друзей и коллег, созданных в технике автолитографии. В 1943 году художник эту серию отпечатал и изготовил в виде тоненькой книжицы с обложкой и списком фамилий владельцев экслибрисов. Всего 20 экземпляров. В январе 1944 года Белкин сдал их в букинистический магазин для реализации. Сколько книг из двадцати сохранилось, как сложилась их судьба – сказать сложно» (18). В 2012 году искусствовед и знаток книжной графики Яков Исаакович Бердичевский в книге «Блокадные книжные знаки В.П. Белкина» воспроизвел в масштабе оригиналов всю «блокадную сюиту» художника. По сути дела, он переиздал этот памятник гражданского подвига, свершенный в черные блокадные году художником Вениамином Павловичем Белкиным.

Т.А. Бычкова

1. Семейный альбом Н. Андреевой. http://pravnuchka.jimdo.com/
2. Тюрина И.П. Августа Степановна Попова-Капустина (1863–1941). Страницы жизни (из опыта систематизации) // Труды Томского областного краеведческого музея. Т. XVI. Материалы научно-практической конференции «Шатиловские чтения-2009». 15–17 июня 2009. Томск, 2010. С. 349–359.
3. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Том 1. Аавик-Бойко. М., 1970. С. 337—338
4. J. Rudoe,Decorative arts 1850-1950: a c, 2nd ed. (London, The British Museum Press, 1994)
5. Федоров-Давыдов А. Ленинградская гравюра и графика. // Печать и революция. 1926, № 1. С. 91
6. Русский Берлин. 1921–1923: По материалам архива Б.И. Николаевского в Гуверовском институте / Издание подготовили Л. Флейшман, Р. Хьюз, О.Раевская-Хьюз. Paris. YMCA-Press. М.: Русский путь, 2003. С. 242-270. http://www.pandia.ru/text/77/304/30954.php
7. Чулков Г. Годы странствий. Из книги воспоминаний. М., 1930. С. 203
8. Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников /Сост., вступ. Статья и примеч. Ю. Н. Подкопаевой и А. Н. Свешниковой. – М.: Искусство. 1979. С. 212
9. Тименчик Р.Д. А.А. Ахматова (К 100-летию со дня рождения). – М. 1989.
10. Федоров-Давыдов А. Ленинградская гравюра и графика. // Печать и революция. 1926, № 1. С. 91
11. Лернер Н. Рецензия. // Книга и революция. 1923, № 1. С. 58
12. Молок Ю. Камея на обложке // Опыты. Журнал эссеистики, публикаций, хроники. 1994. N 1. С. 127.
13. Корнилов П.Е. В.П. Белкин.// Искусство книги. Вып. 2-й. / Сост. Ю. Молок и В. Ляхов. М., 1961, с. 121
14. Яков Бердичевский. Вениамин Павлович Белкин (1884-1951) живописец и график. http://biblio.lib.kherson.ua/ru-yakiv-berdichevskiy.htm
15. Русский Берлин. 1921–1923. По материалам архива Б.И. Николаевского в Гуверовском институте. / Издание подготовили Л. Флейшман, Р. Хьюз, О.Раевская-Хьюз. Paris. YMCA-Press. М.: Русский путь. 2003. С. 262. http://www.pandia.ru/text/77/304/30954.php
16. Лермонтовская энциклопедия. http://feb-web.ru/feb/lermenc/Lre-abc/Lre/lre-0551.htm
17. Андрей Барташевич. Блокадный дневник. http://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=1640
18. Яков Бердичевский: "Блокадная сюита" Вениамина Белкина – памятник гражданского подвига... http://biblio.lib.kherson.ua/ru-yakiv-berdichevskiy.htm
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.