Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
В августе произошло событие, о котором можно говорить, как о крайне редком в более, чем 30 летней жизни художественного музея.

Наследниками известного сибирского архитектора и ученого Владимира Матвеевича Пивкина (Новосибирск) в дар музею была передана часть работ из собранной им коллекции произведений выдающегося томского художника Сергея Ивановича Голубина. Эту миссию выполнил близкий друг и единомышленник Пивкина Г.М. Залесов.

В музей были переданы 8 живописных работ С.И. Голубина: Березовая роща, Кедровая роща (После 1927), Кострома. Вечерний покой (1897), Кострома. Осень (1897), Мариинский Посад на Волге, Пасмурный день, Портрет Тамары Мироновой (1928), Портрет Анатолия Протопопова (1928).

Передача в собрание музея 8 живописных произведений конца XIX – первой половины XX века крупного сибирского мастера – явление уникальное. Произведения этого периода относятся к категории антиквариата, и оцениваются достаточно высоко. Особую ценность представляют для музея вернувшиеся в наш город два великолепных детских портрета 1928 года. Детские портреты этого периода – редко появляются в продаже на художественных аукционах. Томичи имели возможность познакомиться с этими работами в 2009 году на выставке в нашем музее «Художник С.И. Голубин и его биограф архитектор В.М. Пивкин». Художник запечатлел маленьких жителей села Протопопово, где проводил летние месяцы. Эти портреты в 1970-х годах были подарены В.М.Пивкину самими моделями художника.

Автор переданных в музей произведений, живописец, рисовальщик, мозаичист, педагог, персональный пенсионер Академии художеств Сергей Иванович Голубин (1870–1956) в истории изобразительного искусства Томска стоит в ряду первых величин. Библиография о С.И. Голубине включает около 100 наименований. Талантливый ученик И.Е. Репина в своем творчестве продолжал традиции русского демократического искусства, писал замечательные портреты и пейзажи. Еще в годы учебы в Академии художеств с успехом выставлял на академических выставках рисунки и этюды.
Его учителя И.Е. Репин и П.П. Чистяков прочили ему как рисовальщику большое будущее. До революции Голубин успешно работал в мозаической мастерской Академии художеств. В силу обстоятельств оказался в провинции, творчество его оказалось «нераскрученным», что не умаляет его заслуг перед русским искусством.

Около 40 лет художник жил и работал в Томске. Здесь прошли детство и юность, сюда он вернулся в 1927 году, преподавал рисунок в политехническом институте, вел занятия в студии товарищества «Художник», делал муляжи для медицинского института, вел большую общественную работу, работал в различных художественных советах, участвовал во многих выставках. В конце 1920–1930-х годах Голубин был крупнейшим мастером живописи в Томске, олицетворением для томского зрителя традиций русской реалистической школы.
Как педагог он получил признание еще до революции в Петербурге, а в общественном сознании современников приобрел славу «томского Чистякова», «томской академии», «патриарха художественного образования».

Сейчас произведения художника находятся в различных галереях и музеях страны (Санкт-Петербург, Томск, Новосибирск, Загорск, Ростов на Дону, Сочи, Грозный) и частных коллекциях, появляются они и на художественных аукционах.

Уже несколько поколений томичей чтят память своего замечательного земляка. В 100-летний юбилей художника в Томске и Новосибирске проведен ряд юбилейных мероприятий, в том числе персональные выставки. Томская пресса не забывает этого мастера. Сотрудники художественного музея популяризировали творчество С.И. Голубина в газетных и журнальных статьях и книгах. В музее прошли выставки к юбилейным датам художника, последней из них стала выставка из собрания В.М. Пивкина. Семь произведений С. Голубина в течение 5 лет можно было видеть в постоянной экспозиции музея, для чего была проведена значительная реставрационная работа. На Южном кладбище краеведами Томска была восстановлена могила художника.

Начиная с 1960-х годов, неоднократно томская общественность (в том числе председатель правления томского отделения СХ РСФСР К.Г. Залозный, автор монографии о Голубине – новосибирец В.М. Пивкин, Э.В Бурмакин, Г.М. Залесов, Р.И. Колесникова и др.) поднимала вопрос об увековечивании памяти С.И. Голубина, выступала с обращением к руководству области.

Владимир Матвеевич Пивкин, ученик и друг сына художника Глеба Сергеевича Голубина, которому сын и сестра живописца М.И. Шипицина передали произведения мастера и его архив, собственными поисками приумножил эту коллекцию. Изучением творчества художника его популяризацией наряду с основной творческой деятельностью Пивкин занимался всю жизнь. В 1973 году Владимир Матвеевич опубликовал монографию о жизни и творчестве С.И. Голубина. Он неоднократно обращался в разные инстанции с предложением о передаче в Томск 15 произведений Голубина (9 живописных, 6 графических) с условием выполнения завета наследников по увековечиванию памяти художника.

В последние десятилетия в сибирских городах установлено несколько памятников художникам, внесших вклад в развитие изобразительного искусства этих городов. Это мемориальная доска и памятник М.А. Врубелю, К.П. Белову, А.Н. Либерову – уроженцу Томска (Омск), В.И. Сурикову, Д.И. Каратанову и А.Г. Поздееву (Красноярск), Г.И. Гуркину (Горно-Алтайск), М.И. Меньшикову (Новосибирск), В.Д. Вучичевичу – известному томскому художнику (с. Крапивино Кемеровской обл.), В.С. Рогалю (Иркутск).

Томск до настоящего времени является единственным городом в Сибири, где не решен этот вопрос. Коллектив музея считает, что увековечивание памяти прекрасного художника и педагога С.И. Голубина, оставившего заметный след в художественной культуре города, становится особенно актуальной, в связи с развитием художественного образования в нашем городе.
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.