Святые благоверные князья составляют очень почитаемый и многочисленный чин святых в русской церкви. Ярославские князья Феодор, по прозванию Чёрный, и его сыновья Давид и Константин проживали во второй половине XIII века, первой половине XIV века, в жестокое время ордынского нашествия, когда с разрушением монастырей на Руси почти истаивает монашеская святость и подвиг святых князей становится самым важным – и национальным, и христианским служением.
Праправнук Владимира Мономаха, князь Смоленский и Ярославский Феодор Ростиславич, родился около 1237-1239 годов, в разгар «татарщины». С детских лет он отличался среди сверстников не только необычайной силой, красотой и отвагой, но усердным изучением книг Священного Писания. И на Русской земле святой Феодор прославлен не только воинскими подвигами, но строительством многих храмов и вслед за св. Александром Невским, добрыми отношениями с монгольскими ханами, приведшими ко крещению татар в Сарае, столице Золотой Орды.
«Боголюбивым и умным» называли князя Можайского и Ярославского окружающие бояре и простой народ, с теплым расположением покоряясь ему, как своему «доброму отцу».
После того, как усилиями Александра Невского в Сарае была учреждена епархия Русской Православной Церкви, монгольские ханы, что видели несломленную веру и несгибаемую военную мощь Руси православной, стали привлекать русских князей к союзу и совместным походам по Сибири, Азии и Дальнему Востоку.
По смерти своей супруги князь Феодор вынужден был отправиться в Орду из Ярославля, где стала править властная теща, княгиня Ксения, с его малолетним сыном Михаилом.
Воинские подвиги князя Феодора давно снискали ему благосклонность хана Менги-Темира. Князя приняли с большой честью. Для хана был очень важен союз с Русью, и он, повелевавший «не оскорблять православной веры», согласился на небывалый прежде брак князя Феодора и своей дочери, которая приняла святое крещение с именем Анна. В Орде же родились два их сына, Давид и Константин. «Во славу Божию» укреплялась среди татар русская вера и благочестие (1. Сноска.)
Огромное уважение и влияние, приобретенное в Орде, князь Феодор использовал для сохранения Русской земли во славу Русской Церкви.
Когда в 1290 году «преставися» его первый сын Михаил, хан отпустил Феодора с семьей в Ярославль, дав ему богатые дары. Став вновь князем Ярославский могучий и кроткий Феодор более всего заботился о благоустроении своего города. Летописи сообщают, что благоверный князь воздвиг в Ярославле несколько величественных церквей, наделив их книгами и дорогой богослужебной утварью и, конечно, иконописными образами с «драгоценными каменьями». Князь с супругой и детьми часто присутствовал на богослужениях, руки же его были «простерты» к тем, кому требовалась помощь.
Когда князь Феодор сильно занемог, его перенесли в Спасо-Преображенский монастырь. Перед тем, как принять монашество князь попросил вынести его во двор, где собралось множество горожан. Он исповедался перед ярославцами, просил прощение если «нелюбие держал на кого», «всех благословил и простил и во всем вину на себя принял перед Богом и людми».
После смерти Феодора в Ярославле стал править его сын Давид, который продолжал отцовские дела благочестия, «смиренный» Константин умер ранее.
Почитание князя Феодора, как покровителя Ярославля, началось сразу после его упокоения.
В 1463 году в Ярославском монастыре Святого Спаса были обретены мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, прославленных «многими чудесы». Будучи очевидцем события, летописец указывает, что «Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе".
Величие подвижнического жития святых князей Ярославских, которые не претерпели мученической кончины, но достойно повели себя на фоне суровой исторической эпохи, непрестанной жестокости и коварства множества недругов, врагов не только личных, но и Отечества.
Ныне мощи святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина почивают в Успенском кафедральном соборе города Ярославля.
Насчитывается около 50 канонизированных русских князей и княгинь, большинство из которых принимает монашество.
На иконе Томского художественного музея (Перв. половина XVIII в. Круг мастеров Ярославской шк.) Феодор Ростиславич изображен в рост, справа и слева подле него стоят князья Давид и Константин. Христианское смирение монаха-схимника, а не воинская отвага святого князя Феодора положена в основу иконографии образа: правой рукой Федор Ростиславич двуперстно благословляет, левой держит белый свернутый свиток. Главу святого Федора покрывает куколь, его фигура облачена в мантию, из-под которой видна епитрахиль с «Голгофой». Его сыновья показаны в мирских княжеских одеяниях.
Переломный XVII в. завершил историю Древней Руси и положил начало Государству Российскому. Яркие исторические события приходятся на рубеж XVII–XVIII столетий, когда в результате петровских преобразований на смену средневековой пришла светская культура Нового времени, в основе которой лежала ориентация на Западную Европу. Одним из тех, кто становится в России законодателем нового взгляда на цели иконописания становится знаменитый царский изограф Симон Ушаков, в произведениях которого высокая духовность образов предыдущей эпохи сменяется человеческой душевностью, а лики – лицами. Вслед за новыми тенденциями, «писать, как в жизни бывает» образ святых князей являет объемные вылепленные светотенью лики и традиционные живописные приемы такие как четкий линейный ритм трав позема, формирующих узорную плоскость, которую к тому же по законам прямой перспективы преграждают фигуры святых.
1. Несколько сотен знатных и родовитых фамилий в России имеют татарское происхождение: Аксаковы, Алябьевы, Бердяевы, Бакшеевы, Бухарины, Годуновы, Горчаковы, Державины, Кадышевы, Карамзины, Машковы, Нарышкины, Огаревы, Пешковы, Радищевы, Рязановы, Тимирязевы, Тургеневы, Хрущевы, Чаадаевы, Шереметевы, Юсуповы и многие другие.
Статья подготовлена И. А. Евтихиевой.
2023г.
