|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки / 75 лет со дня рождения томского художника Виктора Ивановича Самойлова
В марте 2023 года исполнилось бы 75 лет со дня рождения известного томского художника Виктора Ивановича Самойлова (1948–2005). Он всегда заряжал всех своим оптимизмом, был вечно в трудах и делах – «пахарь земли русской», как часто он себя иронично называл. Его запомнили, как дружелюбного и улыбчивого человека, тонко чувствовавшего сибирскую природу, пейзажиста, который создал свой, узнаваемый образ обского пейзажного мотива с нотами легкой грусти, осенним колоритом и блистательной передачей водной глади. Закончив Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова и отслужив в армии, в 1973 году он приехал в Томск и начал работу художником-оформителем в Томских художественно-производственных мастерских. Оформление «красных уголков», создание панно, лозунгов, комнат отдыха, экспозиционных залов Томского и Колпашевского краеведческих музеев – эта работа стала на несколько лет основной деятельностью для молодого художника. Уже первое успешное участие во Второй зональной выставке «Молодые художники Сибири» (1978, Омск) позволило переосмыслить творческие приоритеты: выбирать между работой художника-оформителя широкого профиля и живописью. Самойлов вспоминал:
Переворот произошел после почетной командировки в марте 1979 года на всесоюзные ударные комсомольские стройки нефтяного севера Тюменской области на агитпоезде ЦК ВЛКСМ «Молодогвардеец». Этот поезд совершил 20 поездок с 1978 по 1986 годы. В его состав входили агитбригады из знаменитых людей, артистов, художников, даже Третьяковская галерея вывозила свои мини-выставки в специально оборудованном вагоне. При этом большую часть концертов, лекций и выступлений члены агитбригад проводили вне стоянок поезда – до некоторых отдаленных поселков и палаточных городков группы по 10 человек добирались на перекладных: автобусами, вертолетами, пешим ходом по колдобинам и бездорожью. Попасть в состав работников поезда мечтали многие: конкурс был огромным, а отбор – жестким. По итогам этой поездки в 1981 году Виктор Иванович написал большой холст «Вечер на Уренгое», который экспонировался на всесоюзной выставке произведений молодых художников «Молодость страны», посвященной XIX съезду ВЛКСМ, и воспроизводился во многих изданиях. Работа была закуплена Министерством культуры и ныне хранится в Тесинском художественном музее Минусинского района Красноярского края, куда была передана в 1983 году в момент основания этого музея. В 1985 году Самойлов создал авторское повторение пейзажа, более звучное по колориту, которое в 2001 году подарил нашему музею. Большая часть известных живописные произведения создавалась Виктором Самойловым во время и в результате путешествий на катере по Оби и ее притокам с ватагой друзей-художников (1978–1996). По итогам поездок было проведено несколько отчетных выставок «По Оби» (1981, 1982, 1988), «Путешествие по реке Кети» (1992). Истоки успехов художника, целеустремленности и четкости его мышления, сдержанности и силы его чувств неразрывно связаны с постоянной работой: он писал ежедневно, рос от этюда к этюду. На одной из его персональных выставок его друг томский дизайнер Николай Евсеич Наврось (1940–2019) заметил:
Позднее, уезжая во Владивосток, он передал ключи от своей мастерской на Тверской и катер Виктору Ивановичу. Среди нескольких художников той поры, имевших катера, речники и «речное братство» художников считали капитанами только Г.Н. Завьялова, Н.Е. Наврося и В.И. Самойлова. Длительное дружеское общение с Г.Н. Завьяловым оказало существенное воздействие на молодого художника. Пристальное изучение русского классического наследия также стало одним из главных слагаемых его духовного багажа. В собрании Томского художественного музея – 12 пейзажей художника разных периодов его творчества, их большая часть была подарена автором после персональных выставок в музее. Ранние пейзажи начала 1980-х годов – «Утро» (1980), «Тишина» (1981) и «Утро первого снега», написанные в охристом колорите, отличающиеся графичностью решения, подтверждают стремление художника к четкости композиционного построения, внимательной работе с деталями. В рисунке, лежащим в основе любой живописной работы, видно все как на ладони, здесь не спрячешься за цветовой экспрессией или условной живописностью. Самойлов писал реалистично, не приукрашая природу, находя красоту в обыденности. «Утро первого снега» – пейзаж-предчувствие, художник увидел и запечатлел гибель маленьких сибирских деревенек. Это – его печаль, не случайно перекликающаяся с повестью «Прощание с Матерой» Валентина Распутина. К этой беспокоящей его теме он, путешествуя по малым рекам и видя уходящую жизнь, будет возвращаться в своих снах и полотнах. Особенностью пейзажей Самойлова конца 1980–1990-х годов является важный элемент создания композиции – точка, которую выбирает художник для написания пейзажного мотива. У Самойлова – это вид на берег со стороны реки, с борта корабля. Выбранная художником точка позволяет передать, волнующий его пейзаж панорамно с некоторой долей монументальности. Пейзажи этого периода отличает также сочетание пасмурного иногда даже грозового освещения и пробивающихся сквозь облака слабых солнечных лучей, смягчающих контрасты и создающих особые эффекты освещения. Виктор Самойлов умел великолепно передавать световые и цветовые оттенки. Обостренная чуткость к состояниям природы, ее непрестанной изменчивости определила не только характер его поиска, но и творческую судьбу. В 1987 году художник пишет драматичные, сумеречные пейзажи «Тымск» и «Нагорный Иштан». Пейзаж «Нагорный Иштан» – одно из любимых произведений художника с большой выставочной историей.
Виктор Иванович создал знаковый сибирский пейзаж одного из красивейших мест недалеко от Томска – деревни, находящейся на слиянии Оби и Томи. Это пейзаж-символ сибирской природы, усиленный изображением Петропавловской церкви с драматичной историей, в сложном, любимом художником освещении. Этот пейзажный мотив был использован известным кинорежиссером Андреем Кончаловским на съемках киноэпопеи «Сибириада» в 1979 году. Реквием сибирской деревни стал драматичный пейзаж «Забытая деревня» (1988), он повторяет на ином уровне трагедийное звучание холста «Утро первого снега». В ней художник пришел к пониманию, что в любой картине важен душевный отклик, который она вызывает.
Хотя несколько последних лет, находясь дома, писал по памяти небольшие пейзажи-воспоминания о путешествиях по сибирским рекам и речкам, привлекающие удивительной проникновенностью русского пейзажа.
Произведения В.И. Самойлова в собрании ТОХМ: ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ. 1979–1980 Холст на фанере, масло. 50х75. На обороте: Зимний пейзаж. Пост. в 1981 от автора (Томск). Ж-192 РАЗБУЖЕННАЯ ТАЙГА. 1980 Холст, масло. 50х75. Пост. в 1981 от автора (Томск). Ж-192 УТРО. 1980 Холст, масло. 65х81. Пост. в 1981 от автора (Томск). Ж-193 ТИШИНА. 1981 Холст, масло. 72х105. Пост. в 2001 в дар от автора (Томск). Ж-1769 УТРО ПЕРВОГО СНЕГА. 1983 Холст, масло. 100х120. Пост. в 1985 из УК ТО. Ж-463 НОЧЬ НА РЕЙДЕ. 1984 Оргалит, масло. 105,3х111,5. Пост. от автора (Томск) в 1981. Ж-1772 СИНИЙ ВЕЧЕР. (СИНИЙ ВЕЧЕР НА УРЕНГОЕ). 1985 Холст, масло. 80х119,5. Пост. в 2001 в дар от автора (Томск). Ж-1770 НАГОРНЫЙ ИШТАН. 1987 Холст, масло. 80х100. Пост. в 1987 из УК ТО. Ж-473 ТЫМСК. 1987 Холст, масло. 109х119. Пост. в 2001 в дар от автора (Томск). Ж-1771 ЗАБЫТАЯ ДЕРЕВНЯ. 1988 Холст, масло. 80х100. Пост. в 2000 в дар от автора (Томск). Ж-1722 ОСЕННЕЕ ПОЛЕ. 1991 Холст, масло. 80х120. Пост. в 1991 из УК ТО. Ж-1378 СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР. 1999 Холст, масло. 40х60. Справа внизу: Самойлов 99. Пост. в 2001 в дар от автора (Томск). Ж-1783
Статья подготовлена Т. Н. Микуцкой. 2023г.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|