|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки / К юбилею скульптора Ирины АЛЕКСАНДРОВОЙ
![]() 8 апреля исполнилось 105 лет со дня рождения Ирины Дмитриевны АЛЕКСАНДРОВОЙ (1928-2013) – московского скульптора, автора станковых и монументальных произведений, архитектурно-декоративной скульптуры и мелкой пластики. Биографию выдающегося московского скульптора удалось составить благодаря помощи сына, Александрова Кирилла Юрьевича, книжного графика, скульптора, автора знаменитого проекта «Восставшие коммуникации». Письма, полученные от Кирилла Юрьевича в 2015, 2023 годах/, позволили прояснить отдельные моменты творческого пути художника, уточнить название одного произведения из томской коллекции. Ирина Дмитриевна Александрова (в девичестве Стефанова) родилась в Москве, училась в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское) (1946–1954), сначала на отделении «Художественная обработка дерева», затем – «Архитектурно-декоративной пластики» у Г.И. Мотовилова, Г.А. Щульца. По окончании обучения И.Д. Александрова защитила дипломную работу – фриз для Московского ипподрома «Встреча победителей-конников» и прочти сразу была принята в Союз художников (1955). С 1956 года Александрова становится постоянным участником выставок и с большим успехом экспонирует свои произведения. Для украшения павильона Узбекской ССР на ВДНХ она декорировала национальным орнаментом двери и создала скульптуру «Узбек с бубном» (1954), которая оказалась настолько реалистичной и интересной, что издательством «Советский художник» была выпущена почтовая открытка с ее изображением. Ирина Дмитриевна активно в эти годы обращается к созданию парковой скульптуры, украшению фонтанов, оформлению площадок отдыха и скверов. Ее скульптуры «Волейболист», «Теннисисты», «Лыжник», «Купальщица», «Подруги», «Радуга» и несколько вариантов «скульптуры молодой физкультурницы» – «Девушка с веслом», известны только по фотографиям из архива сына. Сами монументально-декоративные работы не сохранились. И.Д. Александрова обращается к дизайну, участвует в художественном оформлении общественных зданий: рельефного фриза для концертного зала Дворца пионеров на Ленинских горах в Москве (совместно с мужем Ю.В. Александровым (1930–2004), 1962), композиции «Наука, Труд, Космос» (в соавторстве с Т. Соколовой, 1965). В 1970–1980 годах Ирина Александрова работала в мастерских Московского художественного комбината ХФ, выполнила эскиз скульптур перед входом в Музей игрушки в Загорске (Сергиев Посад Московской области, 1979. Шамот), скульптурные этюды «Времена года», «Золотой петушок», «Доктор Айболит». Московский искусствовед Татьяна Царева отмечает:
За вклад в развитие советского искусства Ирина Дмитриевна имеет награды: диплом МОСХ РСФСР (1962, 1965, 1966); диплом оргкомитета выставки «Художники Москвы – 50-летию Октября» (Москва, Манеж, 1967); благодарственная грамота Комитета советских женщин «За активное участие в организации и проведении художественной выставки, посвященной Всемирному конгрессу женщин» (1969); почетная грамота Секретариата Правления СХ РСФСР «За творческие успехи в развитии советского изобразительного искусства» (1977). С 1992 член Объединения Московских скульпторов. В коллекции Томского областного художественного музея хранится два произведения скульптора, поступившие в дар от автора в 1999 году: *ОБНАЖЕННАЯ. 1961–1962 Фигура в рост. Дерево. В. 188 *ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Авторское название ПОРТРЕТ МАТЕРИ. 1972 Фигура сидящая. Бронза. В. 105 В скульптуре из дерева и бронзы мы видим два женских образа, два возраста женщины. Одна юная, в расцвете своей женской красоты и еще непознанной силы обаяния. Она стоит «наизготовку», оценивая свои силы. Быть может она совершит заплыв, выполнив спортивный рекорд, а может быть будет покорять море житейских проблем…. Во втором портрете мастер в удивительным теплом, трепетом изобразила взрослую женщину. Фигура героини располнела, «оплыла», но посмотрите, как грациозно скрещены еще прекрасные ноги, изящны кисти рук, безукоризненно лицо и прическа. Эта героиня видела многое, может быть расставания и потери, но ее голова гордо поднята, она одухотворена и сохранила свое женское очарование. Скульптура необычна выбором модели и великолепна в композиционном плане. Татьяна Царева так комментирует это произведение: «В работе «Портрет матери» (1979) новые тенденции наиболее выражены: здесь скульптором чрезвычайно убедительно и органично решена задача «развешивания» фигуры в трехмерном пространстве при сохранении плотности единого объема и композиционной целостности образа». Литература и источники. Светлов. И.Е. О советской скульптуре. М., 1984, с. 16. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Серия скульптура XVIII–XX веков. Том 3. Скульптура второй половины XX века. М., 1998, с. 86. Царева Т, Александров К. / Ирина Александрова. https://oms.ru/authors/aleksandrova-irina-dmitrievna-1928-2013. (дата обращения 31.03.2023) Ткаченко Ю. / О первом памятнике Александру Блоку. https://ruskline.ru/analitika/2022/11/28/ya_krasnoi_medyu_zazvuchu. (дата обращения 31.03.2023) Архив ТОКМ.
Статья подготовлена Л. Ю. Исаевой. 2023г.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|