|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки / К юбилею томского художника фронтовика Александра Дмитриевича ЕЛИСЕЕВА
![]() В мае 2023 года исполняется 105 лет со дня рождения светлого и обаятельного человека, искреннего художника, благородного и доброжелательного товарища, ветерана Великой Отечественной войны Александра Дмитриевича Елисеева. В молодости Елисеев активно искал свой профессиональный путь: учился в томском зооветеринарном техникуме (1933–1935); решив поступать в военное училище, проходил подготовку в 9-ом кавалерийском полку в Новосибирске, но был комиссован по состоянию здоровья; окончил фабрично-заводское училище (1936–1937), которое являлось фактически одним из цехов томского завода "Металлист" (ныне ТЭМЗ), по специальности «токарь по металлу» и был направлен на завод, где проработал до призыва на военную службу. Рисовать и писать акварельными красками Александр начал рано. В семье Елисеевых любили рисовать: хорошо рисовали мама и старший брат, часто покупали краски для Александра. В 1930-х годах в стране серьезно занимались самодеятельным творчеством. В Москве были организованы при Центральном доме народного творчества им. Н.К. Крупской заочные курсы (позднее ЗНУИ – Заочный народный университет искусств) для желающих рисовать из всех городов страны, куда перед войной поступил Елисеев, успев выполнить только одно задание. В марте 1938 года был призван в армию на Тихоокеанский флот в учебный отряд на остров Русский. В течение полугода был курсантом школы надводного плавания, затем оставлен в отряде в должности старшины-инструктора мотористов-дизелистов. Александр Дмитриевич вспоминал:
С начала войны, во время битвы за Москву, А.Д. Елисеев неоднократно подавал рапорты с просьбой отправить его в действующую армию, но на фронте он оказался только в августе–сентябре 1945 года во время войны с Японией. Службу закончил в марте 1946 года в звании гвардии старшины. Награжден орденом Отечественной войны II степени (1985), медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945), «За победу над Японией» (1945), юбилейными. Во время службы он с успехом занимался в студии при Доме офицеров острова Русский (1939–1941), которой руководил профессиональный художник Н.И. Гладков. Елисеев рассказывал: «У меня была дополнительная работа: нужно было писать картины из истории русского флота, копии с пейзажей И.К. Айвазовского. Много писал портретов героев-моряков, прославивших наш флот и морскую авиацию». После демобилизации вернулся в Томск. В апреле 1946 года председателем В.М. Хоменко был принят на работу «как живописец» в товарищество «Художник». Одновременно с работой посещал художественную студию (1946–1950), которая была открыта при товариществе, руководили студией в разное время В.М. Мизеров, К.Г. Чумичев, Д.М. Зорянинов, Б.Л. Кутуков, Ф.Ф. Сакс. В студии была «хорошая традиция – обсуждать работы, давать профессиональные советы студийцам». В 1953 году началась многолетняя дружба А.Д. Елисеева с художником-фронтовиком В.Г. Гроховским, который приехал в Томск после окончания Казанского художественного училища. Гроховский был младше Елисеева на семь лет, но, получив хорошую для послевоенного времени профессиональную подготовку, именно он был лидером художественной жизни Союза художников в Томске. Елисеев следовал советам младшего товарища, кроме того оба художника оказались заядлыми охотниками, рыболовами, любителями бродить с ружьем таежными тропинками – это их быстро сблизило. Часто ходили вместе на этюды, ездили по области, плавали по притокам Оби. Особенной была совместная длительная поездка в 1958 году на малую родину Гроховского – в село Большие Подъельники Каргасокского района. Именно в этой поездке, по признанию Елисеева, было сделано много «моментальных этюдов, которых уже давно нет, но живописное прозрение осталось навсегда. Там я увидел настоящую величавость тайги, удивительные закаты, восходы большое весеннее половодье». Приходилось им вдвоем писать этюды, жить и на родине Елисеева в деревне Кисловка близь Томска. Гроховский шутил, что «здесь тоже нарымская тайга, только в миниатюре». Когда друга не стало, ходил уже один по окрестностям родных сел – Калтай, Кисловка. Писал на месте за 2–3 часа картон или холст довольно большого размера – 50х70 см. Обаяние излюбленной для 1960-х годов техники линогравюры, дружба с В.Г. Гроховским помогли им вдвоем стать участниками семинара эстампа для художников Сибири и Дальнего Востока в Красноярске, который проходил в 1963 году и длился полтора месяца. Семинаром руководил известный мастер цветной линогравюры В.И. Мешков. Дебют был замечен критиками: об опытах Гроховского написали в журнале «Художник», а одна из работ Елисеева была напечатана в газете «Красноярский рабочий». В 2003 году сын художника передал в дар музею наряду с живописными работами 14 линогравюр. Александр Дмитриевич был одним из самых активных участников областных художественных выставок (1951–1998). В его пейзажах можно увидеть искреннюю любовь к сибирской природе. Пейзажные мотивы устойчивы, размеренны и спокойны, русская природа не допускает суетности и торопливости. Художник в своих работах умело использовал схему классического композиционного построения пространства. При жизни Александр Дмитриевич подготовил более 10 персональных выставок в Томске, Калтае, Кожевниково. Последняя персональная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения художника, была открыта в 2018 году в художественном музее. ЕЛИСЕЕВ Александр Дмитриевич 15 мая 1918, с. Калтай Томской губ. – 3 сентября 2001, Томск Живописец. График. Автор пейзажей, портретов, натюрмортов. Художник-оформитель. Из семьи крестьян-переселенцев из Белоруссии. Учился в томском зооветеринарном техникуме (1933–1935). В 1938 поступил в ЗНУИ при Центральном доме народного творчества им. Н.К. Крупской на заочные курсы. Участник Великой Отечественной войны, проходил службу на Тихоокеанском форте (1938–1946). Награжден орденом Отечественной войны II степени (1985), медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945), «За победу над Японией» (1945). Во время службы занимался в студии при Доме офицеров острова Русский (1939–1941), которой руководил профессиональный художник Н.И. Гладков. После демобилизации вернулся в Томск, работал в товариществе «Художник», одновременно посещал художественную студию (1946–1950), которая была открыта при товариществе, руководили студией в разное время В.М. Мизеров, К.Г. Чумичев, Д.М. Зорянинов, Б.Л. Кутуков, Ф.Ф. Сакс. С 1953 пользовался советами В.Г. Гроховского. Участник выставок с 1948 (Томск). Работал над экспозициями и диорамами в ТОКМ, музее палеонтологии ТГУ, Музее ТМИ, Колпашевском краеведческом музее. Персональные выставки: Томск, 1984, 1985, 1994, 1997, 1998, 2003, 2018; Калтай Томской обл., 1993; Кожевниково Томской обл., 1997. Произведения А.Д. Елисеева в ТОХМ: живопись ЛЕТНИЕ ОБЛАКА. 1963 Оргалит, масло. 58х41,3. Ж-1928 ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА В.Г. ГРОХОВСКОГО. 1983 Оргалит, масло. 77х58,7. Ж-1735 ПЕРЕД ГРОЗОЙ. 1990 Оргалит, масло. 39,2х71,8. Ж-1929 ПРЕДЗИМЬЕ. 1991 Оргалит, масло. 43,5х64. Ж-1569 ВЕСЕННЯЯ ВОДА. 1997 Оргалит, масло. 50х80. Ж-1623 НА СВЕТЛОЙ. 1997 Оргалит, масло. 53х105,3. Ж-1930 ПОЛЕВАЯ ДОРОГА. 1997 Оргалит, масло. 45х80. Ж-2353 Графика ВОСХОД НА ОБИ. 1962 Бумага, цветная линогравюра. 21,5х37; 42,4х59,7. Г-3465 ГОРНЫЙ ПЕЙЗАЖ. 1962 Бумага, цветная линогравюра. 66,1х38,8, 53,5х30. Г-3466 ПОДЪЕЛЬНИК. 1962 Бумага, цветная линогравюра. Г-3474 ОЗЕРО. 1962 Бумага, линогравюра. 42,0х59,0; 29,0х49,0. Г-3476 БЕРЕЗКИ. 1963 Бумага, цветная линогравюра. 42,6х30,8; 24х22. Г-3464 ВЕСНА НА БОЛОТАХ. 1963 Бумага, цветная линогравюра. 39,6х58,3; 25х49,5. Г-3468 ЗИМНЯЯ РЕЧКА. 1963 Бумага, линогравюра. 44,2х64; 36х54,5. Г-3469 ЛОСЬ. 1963 Бумага, цветная линогравюра. 54х39; 38,5х24. Г-3463 ОБСКИЕ ПРОСТОРЫ. 1963 Бумага, цветная линогравюра. 39,6х71,8; 31х60. Г-3475 ОХОТНИЧЬЯ ЗОРЬКА. 1963 Бумага, цветная линогравюра. 44,7х71,3; 30х59. Г-3471 ЗИМНИЙ ДЕНЬ. 1964 Бумага, цветная линогравюра. 47,5х61,7; 28,5х49,5. Г-3473 МАРТОВСКИЕ ПРОТАЛИНЫ. 1964 Бумага, цветная линогравюра. 30,7х35,8; 19х23. Г-3467 ОЗЕРО. 1964 Бумага, цветная линогравюра. 42х59; 29х49. Г-3476 ПОЛЕ. 1964 Бумага, цветная линогравюра. 30,7х42,6;19,5х39. Г-3472 ТОМЬ. 1965 Бумага, цветная линогравюра. 35,4х54,9; 18х34,5. Слева внизу: ЕА. На обороте: Томь. Г-3470 Пост. в 2003 в дар от С.А. Елисеева (Томск), сына художника.
Материал подготовлен Т.Н. Микуцкой. 2023г.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|