Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 90 лет со дня рождения ленинградского художника Валерия Владимировича Ватенина

27 января 2023 года исполнилось 90 лет со дня рождения ленинградского художника Валерия Владимировича Ватенина, одного из основателей и лидеров группы «Одиннадцать», чья жизнь трагически оборвалась в 44 года в результате дорожной аварии на Васильевском острове, но который успел оказать существенное влияние на искусство Ленинграда второй половины ХХ века.

В собрании музея хранятся два программных холста художника: «Ленинградский пейзаж» (1964) и «Сеанс» (1967). Они были первой закупкой молодого Томского художественного музея в далеком 1981 году. При кураторской поддержке искусствоведа Анатолия Федоровича Дмитренко (1933–2022), в те годы – заведующего отделом живописи второй половины XIX–XX века Государственного Русского музея, директор музея Х.Т. Бабенко и главный хранитель Н.П. Боровинских привезли в Томск из Ленинграда достаточно полную коллекцию живописных произведений художников группы «Одиннадцать».

Группа «Одиннадцать» – это неформальное объединение ленинградских художников, так называемого «левого крыла ЛОСХа» (ЛОСХ – Ленинградская организация Союза художников РСФСР). Группа, представлявшая «детей оттепели», художников, переживших в детстве войну, не имела какой-либо официальной регистрации, существовала всего несколько лет и провела две выстави в выставочном зале на Охте: в 1972 и 1976 годах. Молодые художники несли во внешний мир запас жизнелюбия и веру в возможность в условиях директивного соцреализма говорить «своим голосом», противопоставлять свое индивидуальное творческое видение официальному искусству.

Вдова и биограф художника, искусствовед Наталья Анатольевна Ватенина писала:

«Весь его путь с сотней картин, десятками графических листов, с монументальными работами и множеством эскизов неосуществленного – все это укладывается без малого в два десятилетия. Этот путь, как туго сжатая пружина, заключал в себе потенции, не развившиеся в полной мере».

Ватенин очень рано повзрослел (эвакуация, бомбежки, тяжелый физический труд в годы войны, послевоенное голодное детство) и очень рано осознал свое предназначение. В 1965 году Валерия Владимировича Ватенина принимают в члены Союза художников, что является бесспорным признанием его как состоявшегося художника и важной вехой в жизни любого советского художника. В Союз он вступал, представляя «Ленинградский пейзаж», написанный в 1964 году, ныне принадлежащий музею, где видно влияние искусства 1920-х годов. В монографии, посвященной творчеству художника, об этом пейзаже много написано, и он даже дважды репродуцируется в издании.

К середине 1960-х годов начинает складываться особый, во многом самобытный и узнаваемый живописный стиль художника, его метод, который сам Ватенин назвал синтетическим реализмом. Изменчивый, полный экспериментов изобразительный стиль позволял автору высказываться с большой искренностью, разрушая стереотипы советского искусства. В нем раскрывались философские размышления художника о жизни, творчестве, месте человека в мироздании. Точнее, пожалуй, Ватенин исповедовал не синтетический реализм, т.к. слово «синтетический» ассоциируется с чем-то искусственным, а более точное определение для творчества Ватенина – это мечтательный реализм. Если бы была такая профессия художник-мечтатель, то Валерий Ватенин был бы в первых рядах этих творцов. От картин Ватенина исходит лучезарность, позитив, мягкая ирония. Он – настоящий транслятор состояния души, родом из 1960-х годов.

Особо трогательной была для мастера тема вдохновения художника, тема Музы художника, каковой являлась его жена Наталья. Именно этой вечной теме – Художник и Модель – посвящен второй холст из собрания ТОХМ «Сеанс» (1967), входящий в небольшую серию. Ватенин вместе с женой занимались в студии Геннадия Герасимовича Зубкова (1940–2021), развивавшего идеи русского авангарда, основные уроки были им приняты от ученика К.С. Малевича В.В. Стерлигова. Дерзость русского авангарда всегда волновала Ватенина. Он создает новый, особый тип картины, строительство которой осуществляется по принципу натюрморта, но в качестве изображаемых предметов автор использует образы, свободно перемещая их своим авторским воображением. В картинах Ватенина реальность соседствует с вымыслом. Портреты, пейзажи и натюрморты утрачивают канонические жанровые границы и предстают как картины-размышления о жизни в ее сложных пространственно-временных метаморфозах.

Ватенин навсегда вписан в историю группы «Одиннадцать», как и его товарищи – знаменитые ленинградские художники: Евгения Антипова, Завен Аршакуни, Герман Егошин, Ярослав Крестовский, Валентина Рахина, Виктор Тетерин, Виталий Тюленев, Леонид Ткаченко, Борис Шамаров и Константин Симун. В собрании музея нет работ только последних двух авторов из этого звездного списка. Для всех этих художников общим был «воздух» времени, еще хранивший романтические отголоски демократических перемен хрущевской «оттепели». Их выставка была расценена как противодействие официальному художественному методу, как организация некоего «левого крыла» в рамках Союза художников, выставка, которая прорвала догматический «фронт» искусства, и потому подвергшаяся, как и её авторы, всяческим нападкам со стороны партийной номенклатуры и контролируемой ею прессы.

Произведения Валерия Ватенина из собрания Томского художественного музея представляют две стороны его творчества: мечтательный, лирический романтизм и ассоциативную притчевость, метафоричность художественного языка. Они, входят в коллекцию произведений «ленинградской школы» и занимают знаковое место в собрании Томского областного художественного музея.

ВАТЕНИН Валерий Владимирович

27 января 1933, Ленинград – 16 июня 1977, Ленинград

Живописец, график, педагог. Автор тематических композиций, портретов, пейзажей, натюрмортов. Работал в технике масляной и темперной живописи, акварели, карандашного рисунка, коллажа. Учился в Ленинградском (Таврическом) художественном училище (1947–1952), Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на живописном факультете (1953–1959) у Б.В. Иогансона, А.Д. Зайцева, В.В. Пименова, Л.В. Худякова, занимался в мастерской-студии Г.Г. Зубкова. Участник выставок с 1959 (Курск). Член Союза художников СССР с 1965. Преподавал на кафедре общей живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (1965–1972). Член ленинградской группы художников «Одиннадцать» (1972–1976). Персональные выставки: Ленинград/Санкт-Петербург, 1985, 2018 – «Вселенная внутри»; Москва, 1990. Произведения художника хранятся в музеях России, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в частных собраниях России, Японии, Италии, Франции.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПЕЙЗАЖ. 1964

Холст, масло. 107х86. Справа внизу: Ватенин 64. Пост. в 1981 от Н.А. Ватениной (Ленинград), вдовы художника.

ТОХМ Ж-684

Вид из окна дома на углу Мойки и Невского проспекта

СЕАНС. 1967

Холст, масло. 123х91. На обороте: Ватенин Сеанс 1967; здесь ему 34 года (почерк жены художника Н.А. Ватениной). Пост. в 1981 от Н.А. Ватениной (Ленинград), вдовы художника.

ТОХМ Ж-683

Автопортрет с женой (Н.А. Ватениной).

 

2023

Микуцкая Т.Н.


Ватенин В.В. Ленинградский пейзаж. 1964

Ватенин В.В. Автопортрет. 1971

Ватенина Н.А. вдова и муза художника
 
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.