Версия для слабовидящих
ВТ - ВС: 10:00 - 18:00
ПН - выходной
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Художник-воин Яков Панов. Коллекция работ картинной галереи с. Подгорное

Художник и война. Эти слова воссоздают в зрительной памяти батальные произведения, посвященные Великой Отечественной войне, так называемые «автографы войны». Многие мастера изобразительного искусства в те грозные для страны годы воевали, отдавая свои силы и свое мастерство фронту, с оружием в руках и с помощью кисти, пера, карандаша, что было им более привычно. И не случайно художник-ветеран, мастер острой сатирической графики, обличавший фашизм, художник Б.Е. Ефимов (1900-2008) был внесен Гитлером в черный список лиц, подлежащих уничтожению наряду со Сталиным, маршалом Г.К. Жуковым, диктором Ю.Б. Левитаном. Вторая мировая война в творчестве художников-фронтовиков на протяжении их жизни проявлялась по-разному: у многих на долгие годы она стала лейтмотивом художественных свершений, у других воплотилась в нескольких программных полотнах, графических циклах, наполненных исторической правдой. Однако было достаточно много художников – солдат Победы, которые защищали Ленинград, освобождали Варшаву и штурмовали Берлин…, но к военной тематике в работах сознательно не обращались. Молодые художники на войне особенно быстро мужали и формировались нравственно. Для многих из них на фронте закладывался творческий фундамент, независимо от того, обращались ли они в будущем к теме войны или мирной жизни.

Один из томских художников-фронтовиков Яков Яковлевич Панов (1919-1996), чье столетие со дня рождения было торжественно отмечено в 2019 году, всю свою жизнь был верен выбранной им когда-то теме сибирского пейзажа. Только однажды, в 1968 году, он в соавторстве со своим другом, известным томским художником-ветераном войны Владимиром Григорьевичем Гроховским, написал большое полотно «Между боями» (холст, масло; 171х129), которое экспонировалось на 12-й областной художественной выставке. [12 Областная художественная выставка: каталог / авт.-сост. В.Г. Ротман. – Томск, 1968–1969. – С. 7] Заметим, что юбилеи окончания войны тогда не отмечались так широко, как ныне, даже в 1947–1965 гг. День Победы был рабочим днем. Художники-ветераны писали этот холст не на заказ или как договор с каким-либо учреждением, а искренне переживая и вспоминая военное время.

Именно сибирский пейзаж стал для живописца Я.Я. Панова окном в мирную жизнь. Природа для художника всегда был одухотворена, всегда была вершиной его мира. Вершиной, покорить которую можно только живя в гармонии с собой и окружением, эту гармонию он обрел после войны в постоянной работе на пленэре на своей малой родине. Панов умел соединять в своих работах малое и большое, далекое и близкое – тонкую ветвь вербы и почти эпически звучащие грозовые облака, несущие предпасхальное омовение первого весеннего дождя, мятежный хаос речного половодья и нежно-зеленую дымку деревьев. Истоки любви живописца к природе – в деревенском детстве. Мальчик с хутора Нюрса Чаинского района Томской губернии и не думал о том, что станет художником. В автобиографии, написанной в 1992 году по просьбе художественного музея, Панов заметил, что только в 17 лет он сделал открытие: «На художников, оказывается, учат» [Панов Я.Я. Автобиография // Выставка произведений Якова Яковлевича Панова, посвященная 100-летию со дня рождения. Живопись. Графика: каталог / отв.-ред. Т.Н. Микуцкая; авт. вступ. ст. Г.А. Сушкова, Т.Л. Веснина, Т.Н. Микуцкая; авт.-сост. биобиблиографии Т.Н. Микуцкая, сост. каталога и альбомной части Т.Н. Микуцкая, Г.А. Сушкова. – Томск: ООО «Интегральный переплет», 2019. – С. 75].

C детства начался непрерывный процесс накопления впечатлений, самые яркие и сильные из которых отразились позднее в его живописи. В холстах мастера – не только его ранние впечатления. Тут и память уроков ушедших учителей, и опыт военных лет, и надежда, устремленная в будущее. Разве вычеркнешь из жизни суровые военные годы? Разве мало значит учеба в Иркутском художественном училище?

«Для деревенского парнишки было непросто впервые махнуть в такую даль, в какой-то Иркутск», – вспоминал Я.Я. Панов в своей автобиографии, где со здоровым чувством самоиронии рассказывал о сложностях своего поступления без предварительной подготовки в художественное училище: «Я же выходец из идеологической организации (имеется ввиду его работа в райкоме комсомола – Т.М.), у меня еще была положительная характеристика и рекомендации, а директором училища был И.И. Бортников – бывший забайкальский партизан, выпускник Института красной профессуры, он меня и поддержал, помог исполниться моей мечте» [там же С. 75].

Учился Панов у талантливого педагога Александра Ивановича Вологдина, репрессированного в 1937 году, а затем у Алексея Петровича Жибинова – художника-философа, ученика Павла Николаевича Филонова. Нельзя преувеличить значение этого начального этапа художественного образования. Именно в Иркутске в 1939 году состоялось первое участие юноши Якова Панова в художественной выставке, посвященной 20-летию освобождения Сибири от колчаковщины, на которой участвовали не только профессионалы, но и учащиеся Иркутского художественного училища и самодеятельные авторы [Выставка иркутских художников: каталог / авт. вступ. ст. А. Жибинов. – Иркутск, 1939].

«В феврале 1940 года прервалась моя учеба в училище, я был призван в армию. Суровая армейская служба и фронт на долгие годы отодвинули творчество. По-настоящему я возвратился к искусству в 1948 году», – вспоминал художник.

С ноября 1941 года до окончания войны Яков Яковлевич участвовал в боях под Ленинградом, Тихвином, Новгородом, в Карелии, Заполярье, Польше, Германии: на Волховском, Карельском, 2-м Белорусском фронтах в составе 65-й стрелковой дивизии, позднее преобразованной в 102-ю гвардейскую стрелковую дивизию. На фронте служил прибористом зенитной батареи, к концу войны – топографом, именно их называли «глазами армии» [Союз художников России. Томск: альбом-справочник, посвященный 85-летию ТРО ВТОО «Союз художников России» / авт. вст. ст., авт.-сост. справочника, приложений и др. Т.Н. Микуцкая. – Новосибирск, 2019. – С. 417].

Однажды сибиряк летчик-ас А.И. Покрышкин заметил: «Кто в 1941-1942 годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел». Дочь Якова Яковлевича – Тамара Яковлевна – вспоминала об одном из эпизодов этого периода войны, рассказанных отцом:

«Война в его автобиографии описана скупо, на самом деле – это был важный этап в его жизни. Он не был словоохотлив. Но об одном боевом случае рассказывал с особенной болью. Немцы выбили их с высоты, принудили отступить. Когда отступали, убитых забрать с собой не смогли. А когда высоту вновь отбили, увидели, что одного их товарища немцы пытали. Видать, он был не убит, а только ранен, но в дыму боя посчитали его мертвым. И вот этого солдата папа помнил всю жизнь. И всю жизнь чувствовал свою вину перед ним».

Уйдя в армию двадцатилетним юношей, испытав на себе все трудности войны и военного времени, он пережил ад первых лет войны, узнал цену каждому мгновению солдатской жизни.

Панов дошел до Берлина, вернулся с Победой домой в родное село Подгорное в мае 1946 года в звании гвардии старшины. Панов был награжден боевыми орденами: Красной Звезды (1944), Славы III степени (1945), Отечественной войны II степени (1985); медалями: «За оборону Ленинграда» (1943), «За боевые заслуги» (1944), «За оборону Советского Заполярья» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945), 7-ю юбилейными медалями. Позднее за успехи в творчестве награжден орденом «Знак Почета» (1986), знаком «За культурное шефство над селом».

Натурная работа – стержень творчества Панова в его мирной жизни. В 1947 году Панов вступил в члены Томского товарищества «Художник». Я. Я. ПановВ 1951 году Яков Яковлевич со своим этюдом «Вечерний пейзаж» первым из томичей участвовал в республиканской выставке в Москве, что было особо значимо для сибирских художников [Республиканская выставка произведений художников краев, областей и автономных республик РСФСР. Живопись. Графика. Скульптура: каталог / [сост. Л.С. Борисевич, Л.И. Воловая и др.] – М., 1951. – С. 21]. В 1961 году стал членом Томской организации Союза художников РСФСР. На следующий год был избран председателем Томской организации художников.

Нефть нашли в Томской области в октябре 1954 года, но промышленная добыча началась намного позже, строек еще не было, и томские художники писали нетронутую природную мощь Сибирь, ее таежные дебри, глушь, заброшенные деревни, настоящую дикую тайгу, еще не покоренную, не прирученную. В 1956 году художники Я.Я. Панов, В.Г. Гроховский, В.Ф. Попов, Г.М. Ламанов построили первый кораблик – глиссер. И начались путешествия художников по малым рекам области, по притокам Оби, которые были продолжены в конце 1970-х уже другим поколением художников-томичей. С холстами, созданными по итогам этих поездок, рождалось поколение «великих томских стариков», ветеранов войны, которых любят и помнят до сих пор. Которых никто не может превзойти, потому что их секрет заключается в искренности переживаний, любви к творчеству, служении искусству, подлинной гармонии и сопричастности окружающему миру – в их гражданской позиции, воспитанной войной. Общение с природой, учеба у нее исключают наносное, непрочувствованное, лживое. Одухотворенные небесной ратью движущиеся облака, по-девичьи хрупкие руки-ветви просыпающихся берез, угасающий свет снеговых полян, напоенные весенней влагой темные стволы. Эти образы – плод столкновения живописца с натурой. Корень в том, что каждый нюанс в природе требует у художника жизни на холсте, а мастер вносит в рождающийся образ единственный акцент, интонацию искреннего восхищения – то необъяснимое, что делает искусство искусством.

В лучших пейзажных работах живописца Панова живет ВРЕМЯ. Но оно не поддается прямому исчислению. В сибирских пейзажах Панова время – категория поэтическая. Зритель физически ощущает его поток, не раздробленный плотинами обыденности. Имя ему – вечное существование Природы. Через простейшие, привычные реалии действительности – ветви, берега, снега и травы – мастер раскрывает величие бытия. Время, пульсирующее в произведениях Панова, имеет имя – оно «светлянское». Это особая форма пантеизма художника: поклонение природе деревни Светлянка Чаинского района, где он жил в детстве и куда с начала 1950-х годов каждую весну и осень приезжал совершать свой особый священный ритуал, даруя этим местам существование на холстах, где разлита гармония природы и таланта мастера. У Панова поиски главного начинались на пленэре: в окрестностях деревни Светлянки, которой давно нет… Этюды – пища художника. При всей близости его полотен к натуре он уходит от приземленности, от прямой передачи увиденного, от пересказа. Его ключ к работе над пейзажем-настроением – в построении отношений трех стихий: Земли, Воды и Воздуха… Состояние природы нельзя просто увидеть, его можно только почувствовать, как живую музыку. Панов сначала слышал звуки, затем складывал их в тональную мелодию красок, подчиненную природным стихиям. Природа стала творческой потребностью Панова человека и живописца. В ней все дорого ему, все значимо.

Из подсознания приходят образы, виденные когда-то, почти до первых ярких впечатлений детства. Редкое в наше время качество, которым был одарен художник. Он мог удивляться простым праздникам природы: слепому дождику, первому снегу, живым проталинам, яростному разливу реки Чаи. И его радостное удивление, перенесенное на холст или картон, помогает всем нам почувствовать, почти осязаемо, живой сибирский пейзаж. Именно он наиболее полно воплотил лучшие качества дарования художника, и в первую очередь те из них, которые связаны с его пониманием сибирской природы. Отсюда то, что всегда отличало отечественный пейзаж, то, что стало традицией – картины-этюды, ассоциативность видения, образная интерпретация найденного в этюде, искренность. Изобразительный язык пейзажей Панова, позволяет достигать в холстах удивительного равновесия, где цветовые массы связаны между собой тонкими градациями рефлексов. Панов – великолепный колорист. В работах художника приглушенное звучание цветов, «северная» гамма, словно усиливает реальность, создает эффект присутствия. Он пристрастен и верен природному контрасту теплых и холодных тонов. И часто негромкое интонационное звучание, присущее большинству его образов, определяет колористическую мягкость полотен. Панов пишет:

«В многолетней работе на природе я чувствовал, что взаимопонимание природы и художника возможно, видимо, только на Родине, там, где прошло детство. Именно там он с природой, как говорится, на короткой ноге, там – не будет фальши, там – все искренне».

Художники поколения Якова Яковлевича Панова поражали современников энергией искусства «большого стиля», стиля эпохи послевоенного духовного подъема, когда верили в будущее, и в памяти остались на всю жизнь романтиками и искателями!

Микуцкая Т. Н.

Уважаемые любители искусства! Предлагаем вашему вниманию работы Якова Панова, вошедшие в постоянную экспозицию филиала Томского областного художественного музея в селе Подгорное Чаинского района. Всего в экспозиции 20 живописных работ, среди них «Старая запруда», «Линёво озеро», «Подгорное», «Деревня Нижнефокино», «Чая.  Большая вода».  Особое место в экспозиции занимают пейзажи с культовой горой Чаинской земли Кулайкой. 

Стоимость билетов на выставку в Картинной галерее с. Подгорное: от 40 до 60 руб. Доступно посещение по Пушкинской карте.

ПОЛНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ работ Я. Я. Панова (Томский областной художественный музей) в Госкаталоге РФ.


Панов Я. Я. Вечер. 1969. Холст, масло

Панов Я. Я. Затопленные пески. Кртон, масло

Панов Я. Я. Кулайка. 1972. Холст, масло

Панов Я. Я. Линёво озеро. 1986. Холст, масло
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.