|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Художник-воин Яков Панов. Коллекция работ картинной галереи с. Подгорное
Художник и война. Эти слова воссоздают в зрительной памяти батальные произведения, посвященные Великой Отечественной войне, так называемые «автографы войны». Многие мастера изобразительного искусства в те грозные для страны годы воевали, отдавая свои силы и свое мастерство фронту, с оружием в руках и с помощью кисти, пера, карандаша, что было им более привычно. И не случайно художник-ветеран, мастер острой сатирической графики, обличавший фашизм, художник Б.Е. Ефимов (1900-2008) был внесен Гитлером в черный список лиц, подлежащих уничтожению наряду со Сталиным, маршалом Г.К. Жуковым, диктором Ю.Б. Левитаном. Вторая мировая война в творчестве художников-фронтовиков на протяжении их жизни проявлялась по-разному: у многих на долгие годы она стала лейтмотивом художественных свершений, у других воплотилась в нескольких программных полотнах, графических циклах, наполненных исторической правдой. Однако было достаточно много художников – солдат Победы, которые защищали Ленинград, освобождали Варшаву и штурмовали Берлин…, но к военной тематике в работах сознательно не обращались. Молодые художники на войне особенно быстро мужали и формировались нравственно. Для многих из них на фронте закладывался творческий фундамент, независимо от того, обращались ли они в будущем к теме войны или мирной жизни. Один из томских художников-фронтовиков Яков Яковлевич Панов (1919-1996), чье столетие со дня рождения было торжественно отмечено в 2019 году, всю свою жизнь был верен выбранной им когда-то теме сибирского пейзажа. Только однажды, в 1968 году, он в соавторстве со своим другом, известным томским художником-ветераном войны Владимиром Григорьевичем Гроховским, написал большое полотно «Между боями» (холст, масло; 171х129), которое экспонировалось на 12-й областной художественной выставке. [12 Областная художественная выставка: каталог / авт.-сост. В.Г. Ротман. – Томск, 1968–1969. – С. 7] Заметим, что юбилеи окончания войны тогда не отмечались так широко, как ныне, даже в 1947–1965 гг. День Победы был рабочим днем. Художники-ветераны писали этот холст не на заказ или как договор с каким-либо учреждением, а искренне переживая и вспоминая военное время. Именно сибирский пейзаж стал для живописца Я.Я. Панова окном в мирную жизнь. Природа для художника всегда был одухотворена, всегда была вершиной его мира. Вершиной, покорить которую можно только живя в гармонии с собой и окружением, эту гармонию он обрел после войны в постоянной работе на пленэре на своей малой родине. Панов умел соединять в своих работах малое и большое, далекое и близкое – тонкую ветвь вербы и почти эпически звучащие грозовые облака, несущие предпасхальное омовение первого весеннего дождя, мятежный хаос речного половодья и нежно-зеленую дымку деревьев. Истоки любви живописца к природе – в деревенском детстве. Мальчик с хутора Нюрса Чаинского района Томской губернии и не думал о том, что станет художником. В автобиографии, написанной в 1992 году по просьбе художественного музея, Панов заметил, что только в 17 лет он сделал открытие: «На художников, оказывается, учат» [Панов Я.Я. Автобиография // Выставка произведений Якова Яковлевича Панова, посвященная 100-летию со дня рождения. Живопись. Графика: каталог / отв.-ред. Т.Н. Микуцкая; авт. вступ. ст. Г.А. Сушкова, Т.Л. Веснина, Т.Н. Микуцкая; авт.-сост. биобиблиографии Т.Н. Микуцкая, сост. каталога и альбомной части Т.Н. Микуцкая, Г.А. Сушкова. – Томск: ООО «Интегральный переплет», 2019. – С. 75]. C детства начался непрерывный процесс накопления впечатлений, самые яркие и сильные из которых отразились позднее в его живописи. В холстах мастера – не только его ранние впечатления. Тут и память уроков ушедших учителей, и опыт военных лет, и надежда, устремленная в будущее. Разве вычеркнешь из жизни суровые военные годы? Разве мало значит учеба в Иркутском художественном училище?
Учился Панов у талантливого педагога Александра Ивановича Вологдина, репрессированного в 1937 году, а затем у Алексея Петровича Жибинова – художника-философа, ученика Павла Николаевича Филонова. Нельзя преувеличить значение этого начального этапа художественного образования. Именно в Иркутске в 1939 году состоялось первое участие юноши Якова Панова в художественной выставке, посвященной 20-летию освобождения Сибири от колчаковщины, на которой участвовали не только профессионалы, но и учащиеся Иркутского художественного училища и самодеятельные авторы [Выставка иркутских художников: каталог / авт. вступ. ст. А. Жибинов. – Иркутск, 1939].
С ноября 1941 года до окончания войны Яков Яковлевич участвовал в боях под Ленинградом, Тихвином, Новгородом, в Карелии, Заполярье, Польше, Германии: на Волховском, Карельском, 2-м Белорусском фронтах в составе 65-й стрелковой дивизии, позднее преобразованной в 102-ю гвардейскую стрелковую дивизию. На фронте служил прибористом зенитной батареи, к концу войны – топографом, именно их называли «глазами армии» [Союз художников России. Томск: альбом-справочник, посвященный 85-летию ТРО ВТОО «Союз художников России» / авт. вст. ст., авт.-сост. справочника, приложений и др. Т.Н. Микуцкая. – Новосибирск, 2019. – С. 417]. Однажды сибиряк летчик-ас А.И. Покрышкин заметил: «Кто в 1941-1942 годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел». Дочь Якова Яковлевича – Тамара Яковлевна – вспоминала об одном из эпизодов этого периода войны, рассказанных отцом:
Уйдя в армию двадцатилетним юношей, испытав на себе все трудности войны и военного времени, он пережил ад первых лет войны, узнал цену каждому мгновению солдатской жизни. Панов дошел до Берлина, вернулся с Победой домой в родное село Подгорное в мае 1946 года в звании гвардии старшины. Панов был награжден боевыми орденами: Красной Звезды (1944), Славы III степени (1945), Отечественной войны II степени (1985); медалями: «За оборону Ленинграда» (1943), «За боевые заслуги» (1944), «За оборону Советского Заполярья» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945), 7-ю юбилейными медалями. Позднее за успехи в творчестве награжден орденом «Знак Почета» (1986), знаком «За культурное шефство над селом». Натурная работа – стержень творчества Панова в его мирной жизни. В 1947 году Панов вступил в члены Томского товарищества «Художник». Я. Я. ПановВ 1951 году Яков Яковлевич со своим этюдом «Вечерний пейзаж» первым из томичей участвовал в республиканской выставке в Москве, что было особо значимо для сибирских художников [Республиканская выставка произведений художников краев, областей и автономных республик РСФСР. Живопись. Графика. Скульптура: каталог / [сост. Л.С. Борисевич, Л.И. Воловая и др.] – М., 1951. – С. 21]. В 1961 году стал членом Томской организации Союза художников РСФСР. На следующий год был избран председателем Томской организации художников. Нефть нашли в Томской области в октябре 1954 года, но промышленная добыча началась намного позже, строек еще не было, и томские художники писали нетронутую природную мощь Сибирь, ее таежные дебри, глушь, заброшенные деревни, настоящую дикую тайгу, еще не покоренную, не прирученную. В 1956 году художники Я.Я. Панов, В.Г. Гроховский, В.Ф. Попов, Г.М. Ламанов построили первый кораблик – глиссер. И начались путешествия художников по малым рекам области, по притокам Оби, которые были продолжены в конце 1970-х уже другим поколением художников-томичей. С холстами, созданными по итогам этих поездок, рождалось поколение «великих томских стариков», ветеранов войны, которых любят и помнят до сих пор. Которых никто не может превзойти, потому что их секрет заключается в искренности переживаний, любви к творчеству, служении искусству, подлинной гармонии и сопричастности окружающему миру – в их гражданской позиции, воспитанной войной. Общение с природой, учеба у нее исключают наносное, непрочувствованное, лживое. Одухотворенные небесной ратью движущиеся облака, по-девичьи хрупкие руки-ветви просыпающихся берез, угасающий свет снеговых полян, напоенные весенней влагой темные стволы. Эти образы – плод столкновения живописца с натурой. Корень в том, что каждый нюанс в природе требует у художника жизни на холсте, а мастер вносит в рождающийся образ единственный акцент, интонацию искреннего восхищения – то необъяснимое, что делает искусство искусством. В лучших пейзажных работах живописца Панова живет ВРЕМЯ. Но оно не поддается прямому исчислению. В сибирских пейзажах Панова время – категория поэтическая. Зритель физически ощущает его поток, не раздробленный плотинами обыденности. Имя ему – вечное существование Природы. Через простейшие, привычные реалии действительности – ветви, берега, снега и травы – мастер раскрывает величие бытия. Время, пульсирующее в произведениях Панова, имеет имя – оно «светлянское». Это особая форма пантеизма художника: поклонение природе деревни Светлянка Чаинского района, где он жил в детстве и куда с начала 1950-х годов каждую весну и осень приезжал совершать свой особый священный ритуал, даруя этим местам существование на холстах, где разлита гармония природы и таланта мастера. У Панова поиски главного начинались на пленэре: в окрестностях деревни Светлянки, которой давно нет… Этюды – пища художника. При всей близости его полотен к натуре он уходит от приземленности, от прямой передачи увиденного, от пересказа. Его ключ к работе над пейзажем-настроением – в построении отношений трех стихий: Земли, Воды и Воздуха… Состояние природы нельзя просто увидеть, его можно только почувствовать, как живую музыку. Панов сначала слышал звуки, затем складывал их в тональную мелодию красок, подчиненную природным стихиям. Природа стала творческой потребностью Панова человека и живописца. В ней все дорого ему, все значимо. Из подсознания приходят образы, виденные когда-то, почти до первых ярких впечатлений детства. Редкое в наше время качество, которым был одарен художник. Он мог удивляться простым праздникам природы: слепому дождику, первому снегу, живым проталинам, яростному разливу реки Чаи. И его радостное удивление, перенесенное на холст или картон, помогает всем нам почувствовать, почти осязаемо, живой сибирский пейзаж. Именно он наиболее полно воплотил лучшие качества дарования художника, и в первую очередь те из них, которые связаны с его пониманием сибирской природы. Отсюда то, что всегда отличало отечественный пейзаж, то, что стало традицией – картины-этюды, ассоциативность видения, образная интерпретация найденного в этюде, искренность. Изобразительный язык пейзажей Панова, позволяет достигать в холстах удивительного равновесия, где цветовые массы связаны между собой тонкими градациями рефлексов. Панов – великолепный колорист. В работах художника приглушенное звучание цветов, «северная» гамма, словно усиливает реальность, создает эффект присутствия. Он пристрастен и верен природному контрасту теплых и холодных тонов. И часто негромкое интонационное звучание, присущее большинству его образов, определяет колористическую мягкость полотен. Панов пишет:
Художники поколения Якова Яковлевича Панова поражали современников энергией искусства «большого стиля», стиля эпохи послевоенного духовного подъема, когда верили в будущее, и в памяти остались на всю жизнь романтиками и искателями! Микуцкая Т. Н. Уважаемые любители искусства! Предлагаем вашему вниманию работы Якова Панова, вошедшие в постоянную экспозицию филиала Томского областного художественного музея в селе Подгорное Чаинского района. Всего в экспозиции 20 живописных работ, среди них «Старая запруда», «Линёво озеро», «Подгорное», «Деревня Нижнефокино», «Чая. Большая вода». Особое место в экспозиции занимают пейзажи с культовой горой Чаинской земли Кулайкой. Стоимость билетов на выставку в Картинной галерее с. Подгорное: от 40 до 60 руб. Доступно посещение по Пушкинской карте. ПОЛНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ работ Я. Я. Панова (Томский областной художественный музей) в Госкаталоге РФ.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|