|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / К 100-летию выставки «Памятники архитектурной старины Западной Сибири»
В январе 2023 года исполнилось 100 лет со дня проведения в Томске выставки «Памятники архитектурной старины Западной Сибири», на которой экспонировались зарисовки, созданные за три года: 1920–1922. Эта выставка послужила первой ступенью в определении деревянной архитектуры Томска как бренда Сибири. Во второй половине 19 века в России пробуждается интерес к народной культуре и русским древностям. Архитекторы и искусствоведы начинают изучать русское народное деревянное зодчество, путешествуют по русскому северу, делая обмеры и зарисовки старинных деревянных построек. Интерес к деревянному зодчеству Томска появляется уже в мятежные годы Гражданской войны. Искусствовед Б.А. Денике в январе 1919 года выступал в Томске на съезде по организации Института исследования Сибири с докладом «Задачи изучения и охраны памятников старинного деревянного зодчества Сибири». В апреле 1920 года на совместном заседании комиссии по регистрации памятников архитектуры и секции охраны памятников искусства был рассмотрен список памятников архитектуры, куда вошли церкви и гражданские строения. Комиссия решила начать архитектурные зарисовки, обмеры и фотографирование наиболее выдающихся памятников. Б.Н. Засыпкину, имеющему архитектурное образование, было поручено разработать инструкцию по обмеру памятников. В июне 1921 года секция охраны памятников искусства и старины подотдела искусств Томского наробраза, при переходе подотдела из городского подчинения в губернское, выделилась в самостоятельный подотдел, который возглавлял М.М. Берингов. Он уже в конце августа, до утверждения штатного расписания подотдела, организовал архитектурные зарисовки старого Томска. Позже А.Н. Тихомиров в статье «Искусство Томска» вспоминал: «Большой удачей Берингова было привлечение для руководства архитектурной секцией А.Л. Шиловского», который перешел из строительного отдела Губсовнархоза вместе с гражданским инженером А.Н. Внуковым. К ним присоединился Н.И. Жегалов, учившийся в Палехской иконописной школе. Они обязаны были выполнять зарисовки в счет секционной работы, за которую получали паек. Помимо этого, Берингову, вероятно, как большевику, участнику двух революций, удавалось получать средства для оплаты зарисовок. Сохранилось несколько протоколов закупок рисунков, где перечисляются имена художников, у кого закупались произведения: А.Л. Шиловский, Н.И. Жегалов, В.М. Мизеров, Б.Н. Засыпкин, Г. Фадеев, М.М. Берингов, Л.П. Проскурякова, Б.Л. Кутуков и другие. Самое большое количество зарисовок выполнил архитектор Шиловский. Помимо этого, Н.М. Корин передавал рисунки своих учеников, что отражено в инвентарной книге подотдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Томский краевой музей начинал свою историю имея коллекцию архитектурных зарисовок. Неслучайно А.Н. Тихомиров, возглавлявший губмузей (структура аналогичная современному департаменту культуры), начинал деятельность музея с организации и проведения художественных выставок. Тема зарисовок старого Томска проходит через творчество многих художников этого периода художественной жизни города. Последняя экспедиция, посвященная зарисовкам деревянных строений села Семилужное, пригорода Томска, была осуществлена художниками В.М. Мизеровым и А.Н. Тихомировым летом 1922 года при участии членов студии Мизерова большая часть зарисовок хранится в ТОХМ). Из учеников зарисовками занималась К.В. Сапожникова, студентка университета. Предположительно, ее принадлежит одна из акварелей с видом старого дома. В январе 1923 года по итогам экспедиции в Доме просвещения состоялась выставка «Памятники архитектурной старины Западной Сибири». Автор статьи Т.А. Бычкова. 2023 г. Материал иллюстрирует фрагмент проекта деревянной доски.А.Л. Шиловского.1920. Бумага, тушь, перо.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|