Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / ОСКАР ЯНКУС. ЭСКИЗ РОСПИСИ ЛЮНЕТА НАД СЦЕНОЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА КЛУБА ИМ. К.А. ТИМИРЯЗЕВА В ЗДАНИИ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИКУМА. 1921

Томск, в 1917–1921 годы гражданской войны, оказался местом пересечения миграционных потоков. Художники, музыканты, артисты, оказавшиеся закрытыми из-за законов военного времени в пространстве Томска, не взирая на трагизм эпохи, создавали искусство будущего. Среди беженцев оказался мальчик 1905 года рождения – Оскар Янкус. Самая мифическая личность в искусстве Томска тех лет. Неизвестно, когда и зачем он приехал в Томск. Почему после недетских ярких произведений, отражающих катаклизмы сурового времени в истории страны, оставленных в Томске в шестнадцать лет, более ничего в искусстве не создал?

По неподтвержденным данным: он приехал в Томск с матерью с волной беженцев Первой мировой войны. Не менее странной является информация из личного листка Янкуса в Архиве Государственной академии наук, обнаруженного автором монографии о художнике Л.И. Овчинниковой, о том, что у художника: мать была швеёй, а отец – сапожником. В Томске в январе 1921 года Янкус был заведующим политпросветительным отделом общегородского комитета Томской организации Российского Коммунистического Союза молодежи. Позже он продолжал заниматься политической карьерой, для которой была необходима соответствующая родословная, отчего, наверное, и появилась в анкете необходимое для того времени социальное происхождение, а проверить это в тридцатые годы, когда Рига не входила в состав СССР было невозможно. Скрыта также информация о месте учебы, ведь только в гимназии или семье он мог получить знания иностранных языков. Сомнительно, что семья швеи и сапожника могли себе позволить оплату обучения детей в гимназии, художественной школе или студии.

Еще более удивительно то, что при приеме на работу в подотдел искусств 23 марта 1921 года, он уже имел произведения, выполненные масляными красками, что было большой редкостью для того времени. На апрельской выставке 1920 года живописные произведения на холсте были только у М.М. Берингова, который пришел в Сибирь с Красной армией в должности аналогичной комиссару, а коллекция конкурсных эскизов подотдела искусств Томского губнаробраза 1920–1921 годов, которая хранится в ТОХМ, была выполнена на тонкой писчей бумаге, оборотах обоев или чертежей.

Где, когда и под чьим руководством написаны живописные произведения Янкуса неизвестно. Выставки 1920 года подробно описаны в прессе Б.Л. Богаевским и М.Б. Вериго-Чудновской, которые не упоминали фамилии Янкуса, что свидетельствует о том, что он в них не участвовал. Все работы вместе с манифестом футуристов были оставлены им М.Б. Вериго-Чудновской в Томске. «На улицах города», «Голова», «Последний трамвай» Магдалина Брониславовна передала в создаваемый музей в сентябре 1921 года для представления футуристического направления в экспозиции, а другие произведения: «Рабочий» и «Футуристическая композиция» от нее же позже поступили в частные собрания.

В результате исследовательской работы была проведена атрибуция одного из конкурсных эскизов росписей люнета для интерьера зрительного зала клуба им. К.А. Тимирязева в здании Томского политехникума: четырехчастная композиция «Красная революция», предположительно выполненная Оскаром Янкусом. В конкурсах, проводимых подотделом искусств, могли участвовать только профессиональные художники и те, кто работали в подотделе. Янкус за месяц до конкурса влился в ряды подотдела и был вправе в нем участвовать. Из-за больших размеров эскиза росписи юному живописцу в полной мере не удалась композиция, но ритм и цветовое решение повторяют его известные произведения. Более того, пояснительный текст к эскизу написан той же рукой, что и его футуристический манифест. Призового места в конкурсе Янкусу не получил, вероятно, потому что пропорции и размеры представленного на конкурс эскиза не соответствовали условиям конкурса, несмотря на то, что жюри возглавлял искусствовед Б.Л. Богаевский, имевший европейское образование и активно ратовавший за новое искусство. Как и другие музейные работы эскиз не подписан автором. Гарантией авторства пяти живописных произведений было свидетельство М.Б. Вериго-Чудновской, которая получила от юного художника эти работы. Конкурсный эскиз же хранился в музее более ста лет как произведение неизвестного автора и только в настоящее в время в результате сравнительного анализа удалось установить, что выполнен он Оскаром Янкусом.

Автор статьи     Т.А. Бычкова                                                                                1 декабря 2022г.


О. Янкус. Голова

О. Янкус. Рабочий. Частное собрание.

О. Янкус. Улицы города.

Красная революция. 1921

Заявление О. Якуса. 1921
   
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.