Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Виктор Гусаров. К 85-летию со дня рождения

Известному сибирскому живописцу Виктору Семеновичу Гусарову (1937–2012) в октябре 2022 года исполнилось бы 85 лет.

Он запомнился томским зрителям и художникам трудягой-бессребреником, полным «гусарской» энергии и сил в молодости, доброго участия и желания помочь молодым начинающим художникам в зрелые годы, позднее – растерянным, больным и одиноким.

Виктор Гусаров, родившийся в Пензе и закончивший знаменитое в 1960–1980-х годах Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого (1953–1958), появился в Томске после его окончания в 1958 году. Прожив здесь несколько лет, он поступил в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Романтика 1960-х после окончания вуза настойчиво приводит его в Братск, где в 1966 году была запущена в эксплуатацию Братская ГЭС. В индустриальном Братске он прожил семь лет, в основном занимаясь «монументалкой», украшая мозаичными панно двенадцать заводских корпусов алюминиевого завода и три новых жилых дома. В начале 1970-х Виктор Семенович переехал в Томск. Он входил в группу молодых художников, получивших прекрасное специальное образование в области монументально-декоративного искусства в Ленинграде и Москве, и приехавших в Томск по приглашению для выполнения «оформительских работ на социально-значимых объектах» (Р.Х. Юсипов из ЛИЖСА им. И.Е. Репина, из МВХПУ – Н.Е. Наврось, А.М. Потемкин, В.М. Загубатько и др.). Естественно в эти годы в Томске стали складываться творческие бригады для выполнения больших заказов, при Союзе томских художников даже была создана секция монументалистов. Известно, что Гусаров в это время выполнил несколько заказов: оформление кафе и вестибюля одной из больниц.

Уже через год после приезда в Томск он становится членом Союза художников СССР, получает хорошую мастерскую, квартиру. Происходит стремительный творческий рост художника, успешное участие в многочисленных выставках и одновременно – смена видовых предпочтений. После окончания монументально-декоративного отделения «Суриковки» (1960–1966), ректором которой был знаменитый Александр Дейнека, Гусаров и некоторые его сокурсники стали «чистыми живописцами», попробовав и отказавшись от работы в монументальном искусстве, которое требовало умения сотрудничать с госструктурами, считать и просчитывать, создавать творческие группы, руководить…

Однако было бы ошибочным считать, что соприкосновение с монументальным кодом школы Дейнеки прошло даром. Полиптих Гусарова 1969 года, самый ранний из сохранившихся и посвященный героическому эпосу – «Слову о полку Игореве», выполнен по левкасу и представляет произведение из четырёх частей, решенное с использованием приемов монументального искусства, без детализации, с подчеркнутой торжественностью и уравновешенностью композиции. Гусаров долго оставался под впечатлением от обаяния яркого образа художника Дейнеки – одного из корифеев советского искусства, автора монументальных и станковых произведений. Тогда-то, видимо, он и начал нащупывать свою манеру, которая затем узнавалась мгновенно на любой выставке, и видна даже сейчас в черно-белых иллюстрациях его работ в старых каталогах. В большинстве живописных работ, будь то пейзаж или тематическая композиции, Виктор Семенович оставался «лирическим монументалистом», мастером света и цвета. Размашистый энергичный мазок, большие форматы полотен, тонально-колористическая щедрость, но при этом всегда невероятная точность и выверенность композиции, четкость передачи настроения – это отличает лучшие работы Гусарова.

«Живопись — это и есть композиция, природа дает тебе ритмические соотношения, цветовые сочетания, правду жизни. Нужно научиться взять это хорошее от природы», – утверждал художник, открывая свою первую персональную выставку в выставочном зале научной библиотеки политехнического института в 1978 году.

Через десять лет он становится одним из ведущих живописцев-колористов-экспрессионистов в Томске. Подтверждением этому стал выставочный проект «Осенний альбом» 1988–1989 годов: по предложению музейщиков областная выставка томских художников была заменена тремя разными экспозициями – «Современная графика Томска», персональная Ю.Б. Обидиентова и т.н. «три-колор» (Геннадий Власов, Виктор Гусаров, Юрий Унтилов). Искусствоведы предложили участие в выставке трем самым ярким и мощным на то время живописцам Томска. Скромный Виктор Семенович был польщен этим выбором, впрочем, свои работы он показывал часто с видимой неохотой – считал их незрелыми, экспериментальными. В интервью, данном автору этой статьи при подготовке публикации о выставке «Осенний альбом», художник рассказывал:

«Живопись – это судьба. И, конечно, живопись – это образ жизни. О живописи я думаю каждый день и даже ночью. Вот получилось так, что вдруг в два часа ночи меня осенило сверху и я наконец-то придумал название одной из своих работ.

Гусаров много, охотно и неустанно работал с натуры – это позволило быть молодым и азартным в живописи и создать несколько серий живописных работ, наполненных светом и посвященных праздникам природы: слепому дождику, февральскому солнцу, первому снегу…Эти праздничные пейзажи проникнуты чувством восторга и вызывают в памяти добрые и яркие ассоциации.

«Я очень люблю солнечный свет писать. Передать свет на картине – это счастье. Я хочу воспеть этот свет», – говорил Виктор Гусаров.

Живопись Гусарова густая, часто пастозная, темпераментная с энергичным фактурным мазком, но вместе с тем тонкой сложной разработкой близких друг к другу тонов. Он явно предпочитал масляные краски, хотя и обращался иногда к темпере, гуаши, пастели, используя декоративные возможности этой техники.

Любой из нас, увидев хоть раз работы Виктора Семеновича, тоже сможет почувствовать и увидеть этот свет, свет души настоящего и еще неоцененного томского художника. Во время подготовки справочника Союза томских художников 1996 года в иллюстративную часть Гусаров, в не свойственной ему манере, настоял на публикации холста «Битва», являющегося завершением его работы над осмыслением эпоса «Слова о полку Игореве», посвященного не победе, а поражению. Тема битвы всегда двусмысленна: – кто выиграл, кто проиграл…В 2008 году уже больным, уезжая к дочери в Саратов, он увозил этот справочник с собой, как память о городе и томских друзьях-художниках.

Т.Н. Микуцкая


Весна. Возрождение. 1979. Собственность ТОХМ

Лето. Времена года. 1990. Собственность ТОХМ

Слепой дождик. Лето. 1988. Собственность ТОХМ

Слово о полку Игореве. Затмение. 1969. Собственность ТОХМ
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.