Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / МОЛОДОСТЬ, КРАСОТА, МАТЕРИНСТВО. К 95-летию скульптора К. В. Горбашовой

5 февраля отмечала юбилей Клавдия Васильевна Горбашова - скульптор, автор станковых произведений и скульптуры малых форм, член-корреспондент Международной Академии современного искусства, Почетный деятель искусств России 2015-2019. Многократный лауреат международного конкурса «Искусство. Совершенство. Признание». Участник выставок с 1956. Член СХ с 1961г.

Живет и работает в Москве.

Клавдия Васильевна родилась 05.02.1927 в селе Ново-Слободка Белгородской области. С 1939 проживала совместно с родителями в Комсомольске-на-Амуре. Училась с 1948 у В.В. Веленкова и А.А. Стемповского в Московском институте прикладного и декоративного искусства, а после его реорганизации в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной у В.И. Дерунова и В.И. Ингал на факультете скульптуры по специальности архитектурно-декоративная скульптура. Под руководством В.И. Дерунова защитила дипломную работу «Изобилие» (1954–1955).

В 1960-е работала в лаборатории Дмитровского фарфорового завода, бывшего завода Гарднера в Вербилках. Среди её известных работ: «Девочка с юлой», «Парочка», «Девочка с шаром», «Озорник», «Девушка с книгой», «На пляже», «Гимнастка» и др.

К.В. Горбашова совершала творческие поездки в Ригу, Переяславль-Залесский, Тарусу и

участвовала во всесоюзных и республиканских выставках: «Искусство в быт» (1961), «Осенняя выставка московских художников» (1965), I Всесоюзной выставке скульптуры малых форм (1972), «Женщины художники Москвы Всемирному конгрессу женщин» (1987) и др. Скульптура «Парочка» экспонировалась на международных выставках, проходивших в ГДР (Лейпциг), Сомали (Могадишо), Сирии (Дамаске) в 1961; в Болгарии (Пловдив), Польше (Познань) в 1962. Работы Клавдии Васильевны хранятся в ГМК «Кусково», Музее Дмитровского фарфорового завода.

В коллекции Томского областного художественного музея находится два произведения художника:

*ВСТРЕЧА. 1980. Композиция из двух частей

ДЕВУШКА

Фигура в рост. Гипс. В. 100

ЮНОША

Фигура в рост. Гипс. В. 107

С-181

*СЧАСТЬЕ МАТЕРИ. 1980

Композиция. Шамот тонированный. В. 46

С-182

*Пост. в 2003 в дар от автора (Москва)

            Творчество Клавдии Васильевны пришлось на сложный переломный этап развития советского искусства. После войны скульпторами создаются монументально-мемориальные комплексы, ставятся памятники героям и участникам Великой Отечественной войны, жертвам фашизма. К произведениям предъявляются большие требования как по форме, так по содержанию. Время «оттепели» способствует появлению менее идеологизированных произведений изобразительного искусства, освобождению от помпезности, патетики и фальши.

            Скульптуры К.В. Горбашовой из томской коллекции созданы в период подготовки к Олимпиаде в Москве в 1980 году, когда вся страны ждала золотых медалей советской сборной и с надеждой смотрела на молодежь.

            Композиционная станковая скульптура «Встреча» из гипса является образцом советской декоративной скульптуры малой формы и построена на пространственно-ритмических соотношениях фигур юноши и девушки, стоящих на небольшом постаменте. Гипс, используемый часто как исходный, подсобный материал, в произведении Горбашовой воспринимается как самостоятельный, законченный материал. Художником найдены главные лаконичные, но без схематизма, контуры уравновешенной композиции. Работа очень ритмична. Это видно по развороту фигур в пространстве. Романтика, духовная чистота, открытость солнцу и ветру, миру и любви видна в этом произведении мастера. Мы попадаем под обаяние молодой пары, вместе с ними хотим мечтать и строить планы на будущее.

            Второе произведение Клавдии Васильевны Горбашевой из коллекции музея – сюжетно-бытовая композиция «Счастье матери». Двухфигурная скульптура представлена без пьедестала, что лишний раз подчеркивает «приземленность» или правильнее, жизненность сюжета. Скульптура посвящена одна из древнейших в мировой культуре теме – теме материнства. К воспеванию женщины, женщины - матери в своем творчестве обращались многие художники, и Клавдия Васильевна работала с подобным сюжетом неоднократно. Известны ее фарфоровые и фаянсовые статуэтки, посвящённые важнейшей миссии женщины – рождению и воспитанию детей. Томская скульптура выполнена из тонированного шамота – измельченной обожженной глины, окрашенной глазурями. Пред нами картина безмятежного материнского счастья. Мы видим обнаженную молодую женщину, играющую с сидящим у нее на коленях ребенком. Работа силуэтная, прекрасно смотрится с любой точки обзора. Композиция произведения замкнута, как бесконечность. Как может быть вечно единство матери и ребенка.

Л. Ю. Исаева.

Библ.: Автобиография скульптора К.В. Горбашовой (1964), Выписка из протоколов Ассортиментного кабинета об участии в Международных выставках скульптора Горбашовой Клавдии Васильевны // Архив «Среди коллекционеров»; Художники об искусстве керамики. М., С. 76 (автобиография); Чёрный Н. В. Фарфор Вербилок. М., С. 259 (биография); Вербилки. История фарфорового завода Ф.Я. Гарднера. М., С. 322 (ил., опубл. аналогичный экз. работы), С. 481; СФ. Каталог [Т. 1]. М., С. 175 (биография); СФ. Каталог с оценкой редкости [Т. 4]. М., С. 278, 287, 305, 361; Выставки советского изобразительного искусства: Справочник [В 5 томах]: Т. 5. 1954-1958 гг. /науч. ред.: Болотова А.И., Галушкина А.С., Ростовцева И.Т., Савелова Е.В., – Советской художник, 1981. С. 237, 358, 367, 524.; Советский фарфор: каталог / [Насонова И.С., Насонов С.М.]. – М: Локус Станди. 2007. С. 175; Каталог с оценкой редкости. М., 2009. С. 278, 305, 361

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.