В начале X века в Константинополе произошло событие, положенное в основу сюжета иконы Покров Пресвятой Богородицы. В тексте Жития святого цареградского подвижника Андрея, Христа ради юродивого (на Руси столицу Византии именовали Царьградом), главное место занимает видение им Покрова Богородицы.
Однажды Андрей юродивый вместе со своим учеником Епифанием стоял на всенощной службе в знаменитом Влахернском храме, где хранились риза и плат Богоматери. По словам Жития, в это самое время Византийская империя находилась в войне с «сарацинами», осадившими несколько городов, и блаженный, устремив глаза вверх, усердно просил об избавлении от «нашествия иноплеменных». Ранним утром оба они увидели Царицу Небесную, шедшую к амвону, в сопровождении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и множества святых. Она «слезно молилась» в алтаре за православный народ. Затем, сняв с головы длинный плат, мафорий, Богоматерь распростерла его покровом над всеми стоящими в храме, облачая их милостью и защитой. (1.)
В композицию образа праздника Покрова входит также изображение архидьякона патриаршего собора святой Софии, Романа, названного Сладкопевцем за редкий голос, которым он пел дивные гимны Богоматери, слова которых чудесно выговаривались сами собой. По преданию, это произошло после того, как Матерь Божия явилась Роману во сне и вложила в его уста свиток.
В Византии, а позже в Греции праздник Покрова не был известен, это событие даже не упоминается в греческих святцах. День Покрова Пресвятой Богородицы выделяется и становится праздничным только на Руси в 1160-х годах при князе Андрее Боголюбском. На то, что праздник, выражающий предстательство Богоматери роду человеческому, установлен в России, указывают и слова Акафиста: “...Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия.”
На русской земле существовало множество храмов, возведенных в честь всенародного праздника. Чего стоит одна только первая церковь Покрова на реке Нерли, поставленная в 1165 году Андреем Боголюбским! (2.)
В Сибири же первый Покровский монастырь с одноимённой церковью был устроен в Епанчине (Туринске) в 1604 году, около того же времени в городе Верхотурье открылась Покровская девичья обитель. (3.)
В «Горном городе Барнауле», что с XVIII столетия был главным центром сереброплавильного производства России, первая церковь Покрова Пресвятой Богородицы была поставлена в 1863 году. К 1904 году купцы, крестьяне, ремесленники и мастеровые, «собрав кружкой» средства, отстроили величественный «краснокирпичный» Покровский храм с синими куполами в «русско-византийском стиле». Его украшали списки икон и «религиозных картин» М.В. Нестерова, В.М. Васнецова, И.Н. Крамского. В наши дни Покровский храм становится Кафедральным собором Алтайской епархии.
История томской Покровской церкви началась с того, что епископ Томский и Семипалатинский Пётр (Екатериновский, 1876-1883) в 1883 году приобрёл в самом центре города, на улице Почтамтской, особняк купца-золотопромышленника И.Д. Асташева для Архиерейского дома (национализирован в 1920), к которому через год пристроили первую в Томске Покровскую церковь. К 1885 при Архиерейском доме была возведена большая каменная церковь с приделами во имя Воздвижения св. Креста Господня и Покрова Пресвятой Богородицы. (Илл. 1) Вторая Покровская церковь с уникальной купольной конструкцией открывается в городе в октябре 1907 года в прекрасно оборудованном каменном здании Женского епархиального училища. (Ныне здание пустует.) (Илл. 2)
Летом 1872 года на Архимандритской заимке (при впадении в Томь речки Большой Киргизки) старейшего Томского Богородице-Алексиевского монастыря, была заложена деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. (4.)
Любимейший в народе праздник Покрова приходится, как известно, на период окончания сельхозработ и уборки урожая - «на Покров последний воз с поля двинулся», когда на Руси начинался период свадеб, устраивались всевозможные торги и базары. Как правило, к Покрову сибирские промысловики и «отхожие» сезонные рабочие возвращались по домам. В этот день Покровская церковь до отказа заполнялась «местным народом» и «съезжими гостями», после службы на селе отмечали праздник с вечерками и хороводами. Тихую церковь с вызолоченными крестами подожгли в 1936 году воспитанники Сиблага, детской трудовой колонии №1, которую новые начальники предусмотрительно разместили на территории Архимандритской заимки. (5.)
Специалисты считают, что к XIV веку сформировались два основных извода иконографии Покрова: новгородский и московский. В первом покров над Богоматерью простирают парящие ангелы. В московском варианте плат лежит на руках Пречистой, а под ней, на фоне Царских врат храма (символизирующих Царство Небесное) представлено изображение Романа Сладкопевца. В обоих случаях внизу справа непременно представлены главные участники сцены – Андрей Юродивый, указывающий правой рукой вверх, в сторону Богоматери и его ученик Епифаний. Для изображения самого Покрова избирались золотой, белый, красный цвета, более всего выражающие свет Вышнего неба.
В коллекции Томского художественного музея находится несколько иконописных образов Покрова Пресвятой Богородицы, каждый из которых обладает собственным художественным языком и стилистикой, соответствующей духу времени и места создания.
Так, особый колоритный стиль иконы Покрова (Илл. 3.) конца XVIII - начала XIX веков складывается под влиянием народных образов Западной (Белой) Руси. Преимущественное употребление локального цвета, тёмно-коричневые поля, отсутствие позолоты, схематичный рисунок и, наконец, сама грубоватая манера письма с упрощением живописных приёмов позволяют убедительно предположить, что образ был написан «народным» мастером, приехавшим в Сибирь из Белой Руси.
Экспозицию музея много лет украшает двусторонняя икона Покрова первой половины XIX столетия, созданная иконниками Мстёры. (Илл. 4) Образ выделяется предельной выверенностью и законченностью композиционного построения. Симметричные сцены обоих регистров и ритмически также выполнены очень грамотно. Слегка удлинённые фигуры всех персонажей представлены в спокойных пластичных разворотах, выписаны с определённым графическим изяществом, указывающим на знакомство автора с памятниками (прорисями) XVI столетия. В целом, памятник отличает узнаваемая трактовка многоцветных архитектурных построек, присущая собственно иконникам Мстёры, а также свойственное им миниатюрное тщательное письмо, несмотря на довольно большой размер иконы.
В 1887 году в томской иконописной мастерской П.Я. Щербакова, что располагалась по адресу ул. Миллионная, 43, создается интереснейший для сегодняшнего зрителя образ Покрова Пресвятой Богородицы. (Илл. 5) Автор интерпретирует древний сюжет в современном ему академическом стиле. Представленный памятник скорее можно назвать дидактической картиной на «религиозный сюжет», где перемешано светское и церковное, созданный в помпезной живописной манере, столь популярной в то время.
И. А. Евтихиева.
1. Е. Поселянин. Чудотворные иконы Божией Матери. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 1993. Стр. 609.
2. Житие святого благоверного Великого князя Андрея Боголюбского. Жития и творения русских святых. Из летописи Киевской и описания обители Боголюбской. М., Донской монастырь. 1993. Сост. С. Тимченко.
3. Н.А. Абрамов. Город Тюмень. Тюмень, 1998, С.65.
4. ГАТО. Ф. Р-1954. Оп. 1. Д. 43. С. 110
5. ГАТО. Р. 430. Оп. 1. Д. 146. Л. 97.
 Архиерейская церковь. Акв. А.Н. Внукова, 1920 г., архив ТОКМ. |
 Епархиальное женское училище с Покровской церковью. нач. 20 в. |
 Покров Богоматери. Кон. XVIII - нач. XIX в. Западная Русь |
 Двустороняя. Покров Богоматери Св. Николай. Перв.пол. XIX в. Мстёра |
 Покров Богоматери. Томск. Мастерская П.Я. Щербакова. 1887 |
| | |