|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / «Золотые» выпускники Императорской академии художеств в коллекции русского искусства музея
Посетители, знакомящиеся с постоянной экспозицией музея, получают возможность любоваться высокохудожественными произведениями как знаменитых отечественных художников, как и талантливых и «модных» в свое время. Возможно, информация об успехах художников еще в годы учебы в Императорской академии художеств (с 1893 года – Высшем художественном училище Академии художеств), позволит внимательнее отнестись к представленным образцам их творчества. Высшей наградой для академиста (так называли учеников Академии) было получение большой золотой медали. Каждый год вручалась только одна медаль. К соисканию награды допускались успешно окончившие Академию выпускники, ранее уже награждавшиеся малой золотой медалью. Большую золотую медаль получал тот, кто занимал первое место по результатам выполнения общей для всех, претендующих на награду, конкурсной «программы». Допущенные к конкурсу выпускники должны были написать картину на тему, предложенную Учёным советом Академии. Конкуренты работали в течение года в специально отведенной для них мастерской, им выдавались материалы и денежное содержание. Победитель получал звание художника и право на обеспеченную Академией художеств заграничную стажировку (пенсионерство) для совершенствования в мастерстве, длившуюся несколько лет. В 1805 году большую золотую медаль получил будущий великий русский портретист Орест Адамович Кипренский (1782–1836), награжденный ранее серебряными и малыми золотыми медалями. Музей обладает известным романтическим портретом мастера, отражающим сложные творческие поиски выразительности создаваемого образа. В портрете сенатора А.И. Корсакова, написанном вскоре после учебы, Кипренский блестяще раскрывает богатство сложных внутренних переживаний своего героя. О.А. КИПРЕНСКИЙ. ПОРТРЕТ А.И. КОРСАКОВА. Ок. 1808 В 1812 году высшей наградой Академии отмечен конкурсант Иван Васильевич Лучанинов (1781–1824). В экспозиции музея представлена великолепно исполненная Лучаниновым копия знаменитого полотна великого испанца Б.Э. Мурильо «Отдых святого семейства по пути в Египет», хранящегося в Эрмитаже.
И.В. ЛУЧАНИНОВ ОТДЫХ СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА ПО ПУТИ В ЕГИПЕТ Копия с оригинала Э. Мурильо. ГЭ В 1830 большую золотую медаль получил Алексей Тарасович Марков (1802–1878), ранее получивший малую золотую медаль. В экспозицию включен образец академического изображения обнаженной мужской фигуры. Марков прославился как создатель множества образов для храмов и как один из самых признанных и любимый профессоров Академии художеств.
А.Т. МАРКОВ ВЕЛИЗАРИЙ. ЭТЮД Вручение нескольких медалей за год было явлением исключительным. В том же 1830 году за конкурсную работу награжден медалью Никанор Григорьевич Чернецов (1805–1879), который уже через год получил звание академика живописи. Полотно «Часовня Гроба Господня в храме Воскресения Христова в Иерусалиме» входит в знаменитую «живописную энциклопедию святого города», написанную художниками братьями Чернецовыми после поездки на Ближний Восток в 1840-х годах.
Н.Г. ЧЕРНЕЦОВ ЧАСОВНЯ ГРОБА ГОСПОДНЯ В ХРАМЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ИЕРУСАЛИМЕ В 1837 году поступивший в Академию художеств в 16 лет, в 20 лет после многих других наград получил большую золотую медаль Иван Константинович Айвазовский (1817–1900). Начиная с пенсионерской поездки в Крым и Италию (1838–1844), Айвазовский совершил множество морских путешествий как живописец Главного морского штаба. Создатель сотен тысяч марин и батальных картин, пользовавшийся европейской известностью, И. К. Айвазовский был избран членом Флорентийской, Штутгартской, Амстердамской Академий художеств, академии Св. Луки в Риме.
И.К. АЙВАЗОВСКИЙ КОРАБЛЬ В БУРЮ. 1896 В 1839 году большой золотой медалью отмечен Петр Степанович Петровский (1814–1842). Легкий карандашный портрет юной Юлии Сырейщиковой исполнен им именно на рубеже 1830–1840-х годов. Подающий большие надежды 28-летний ученик К. Брюллова умер в Риме в начале пенсионерской поездки.
П.С. ПЕТРОВСКИЙ ПОРТРЕТ Ю. СЫРЕЙЩИКОВОЙ. 1830-е – начало 1840-х В 1845 году большой золотой медалью с правом на заграничное пенсионерство Академия наградила Николая Ивановича Тихобразова (1818–1874), ранее уже имевшего за «программу» малую золотую медаль. Его карандашный портрет Е.В. Соймоновой – правнучки сибирского губернатора Ф.И. Соймонова – можно увидеть в экспозиции музея.
Н.И. ТИХОБРАЗОВ ПОРТРЕТ Е.В. СОЙМОНОВОЙ. Первая половина ХIХ в. Дважды отмечался малыми золотыми медалями, а в 1853 году – большой золотой медалью бывший моряк, Алексей Петрович Боголюбов (1824–1896), совершивший до поступления в Академию несколько плаваний. В залах музея периодически с перерывами (как и все произведения, выполненные на бумаге) появляется его рисунок с изображением последнего русского военного парусника «Гиляк» (1864), совершившего кругосветное плаванье.
А.П. БОГОЛЮБОВ ТРАНСПОРТ «ГИЛЯК». 1864 «Горный пейзаж» написан известным в последующем мастером пейзажа Аполлинарием Гиляриевичем Горавским (1833–1900) в 1856 году во время пенсионерства в Европе, куда он был направлен после награждения большой золотой медалью в 1854 году.
А.Г. ГОРАВСКИЙ ГОРНЫЙ ПЕЙЗАЖ. 1856 В 1858 году большой золотой медалью был награжден Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург (1832–1902) за картину, путаница с названием которой началась с подачи самого художника, а затем и историков искусства, называвших ее по-разному. И только в начале XXI века на антикварном рынке была обнаружена эта картина надписью на обороте самого Клодта: «Видъ изъ окрестностей Зегевольда въ 53 вер. отъ г. Риги 1858 года». Столь же необычным было и заграничное пенсионерство Клодта, вернувшегося на родину по собственному желанию на 2 года раньше срока. В музее экспонируется авторское повторение этого большого полотна.
М.К. КЛОДТ фон ЮРГЕНСБУРГ ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ (?) (ПЕЙЗАЖ). 1857 В 1860 году высшую награду получил выпускник и конкурсант, в будущем великий художник, создатель эпического русского пейзажа, певец мощи русского леса – Иван Иванович Шишкин (1832–1898), имевший уже много других медалей. Он, как и Клодт за границей тосковал о России, по ее просторам. В витринах постоянной экспозиции часто выставляются, хранящиеся в музее уникальные натурные рисунки и офорты этого виртуозного рисовальщика. На одном из них можно прочесть: «Около Цюриха».
И.И. ШИШКИН ЛЕСНОЙ ПЕЙЗАЖ. 1873 В 1861 году за широко известную и сейчас картину «Привал арестантов» получил большую золотую медаль Валерий Иванович Якоби (1834–1902), работавший за границей – в Германии, Швейцарии, Франции, Италии – как пенсионер Академии в 1862–1869 годах. В музее хранится его «Восточная сцена. Тунис» (1884), написанная в одну из многочисленных поездок в Северную Африку.
В.И. ЯКОБИ ВОСТОЧНАЯ СЦЕНА. ТУНИС. 1884 В 1862 году победителем в конкурсе и обладателем большой золотой медали стал Григорий Григорьевич Мясоедов (1834–1911), будущий «столп» передвижничества. Творчество большого художника, представлено в музее портретом известного скрипача. Сам художник много времени отдавал игре на скрипке.
Г.Г. МЯСОЕДОВ ПОРТРЕТ СКРИПАЧА В.Г. ВАЛЬТЕРА. 1902 В том же 1862 году большую золотую медаль получил и Петр Николаевич Грузинский (1837–1892), чье имя и творчество почти забыты. Картина «Ледовозы» написана Грузинским в зрелые годы, когда он работал в Петербурге над жанровыми полотнами.
П.Н. ГРУЗИНСКИЙ ЛЕДОВОЗЫ. 1887 В 1864 году Петр Александрович Суходольский (1835–1903), получив большую золотую медаль, вместо поездки за границу местом пенсионерской стажировки выбрал русскую провинцию. Позже художник, сын помещика, женившись на крепостной, несколько лет вынужден был служить чиновником в Курской губернии. После возвращения к любимому делу знание реальной деревенской жизни, отразившееся в таких больших полотнах как «В деревне»(1882), позволило Суходольскому занять видное место среди русских пейзажистов.
П.А. СУХОДОЛЬСКИЙ В ДЕРЕВНЕ. 1882 В 1869 году большую золотую медаль получил будущий знаменитый живописец Владимир Егорович Маковский (1846–1920) – создатель полотен, посвященных реальной жизни простых русских людей, их бедам и радостям. Как и многие другие известные художники, и работавшие в академической манере и передвижники, Маковский писал образа для храмов. Его небольшая работа «Спаситель» (1894), принадлежащая музею, ранее находилась в известной московской галерее И.Е. Цветкова.
В.Е. МАКОВСКИЙ ИИСУС ХРИСТОС. 1894 В 1870 году медаль получил Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927). После пенсионерской поездки в Европу (1872–1876) Поленов будет работать за границей неоднократно. Из поездки по Ближнему Востоку 1881–1882 года художник привез серию пленэрных этюдов, таких как «Иерусалим с западной стороны. Яффские ворота и цитадель», принесших ему славу одного из лучших пейзажистов России.
В.Д. ПОЛЕНОВ ИЕРУСАЛИМ С ЗАПАДНОЙ СТОРОНЫ. ЯФФСКИЕ ВОРОТА И ЦИТАДЕЛЬ. 1882 После получения в 1879 году за пейзаж большой золотой медали Иосиф Евстафьевич Крачковский (1854–1914) четыре года совершенствовался в мастерстве за границей как пенсионер Академии. Сразу по возвращении получил звание академика. Огромной популярностью пользовались его эффектные крымские пейзажи, прекрасные образцы которых представлены в экспозиции музея.
И.Е. КРАЧКОВСКИЙ ПЕЙЗАЖ В КРЫМУ. 1902 Ж-231 потом убрать К плеяде крупнейших русских пейзажистов принадлежал Константин Яковлевич Крыжицкий (1858–1911), окончивший в 1884 году Академию с большой золотой медалью. Пейзажи Крыжицкого пользовались большим успехом, часто воспроизводились в виде открыток, как маленький этюд «Закат» из собрания музея.
К.Я. КРЫЖИЦКИЙ СТОГА. 1896 В 1903 году за картину «Базар» получил высшую награду Академии художеств Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) – одаренный живописец, рисовальщик, блестяще реализовавший свой талант в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Картина «Яблоневый сад» из собрания музея по оценке крупных исследователей творчества художника, принадлежит к наиболее выразительным его полотнам, рассказывающим о самобытной жизни русского человека в единстве с природой.
Б.М. КУСТОДИЕВ ЯБЛОНЕВЫЙ САД. 1918
Статья подготовлена И. П. Тюриной.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|