Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / ДОБРО И ЗЛО В МУЗЕЙНОМ СОБРАНИИ

В коллекции Томского областного художественного музея хранятся два произведения французского скульптора, автора декоративных интерьерных композиций и портретных бюстов Жака Луи Готье – Gautier Jacques-Louis (13 декабря 1831, Париж (Франция) – 1872). Художник учился у скульптора Франсуа Рюда. Дебютировал с бронзовым произведением «Нищета» и стал постоянным экспонентом Парижских салонов (1850–1868). Участвовал во Всемирной художественно-промышленной выставке (Париж, 1867) со скульптурой «Коронованная Минерва». С 1865 года являлся официальным скульптором бронзолитейной фабрики Ван Монса в Париже. Его прославили скульптурные образы литературных героев «Дон Кихот» и «Мефистофель», отлитые в 1870 году в модном стиле кабинетной скульптуры. Их копии с оригинальной авторской модели с подписью: «J.GAUTIER», тиражировались по всему миру, в том числе с 1887 года Каслинским литейным заводом (Южный Урал).

Дон Кихот – главный герой романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547–1616), странствующий рыцарь, великодушный и благородный романтик, постоянно сталкивается с реальностью, жестокой и трагичной, воюет с «ветряными мельницами». «Известный скульптор изобразил Дон Кихота в рост, в рыцарских доспехах и раскрытой книгой в левой руке. В широком смысле Дон Кихот выступает символом добра, вступающим в вечное противоречие с суровой действительностью и злом. Данная фигура является парной к скульптуре «Мефистофель», вместе они олицетворяют основные нравственные категории: добро и зло» [1. 129.].

Мефистофель – литературный персонаж философской драмы «Фауст» И.В. Гете выполнен в рост, «его согбенная фигура закутана в плащ, пластическими средствами скульптор передает язвительно-насмешливую гримасу, завораживающую своим мистическим обликом» [1.129]. Скульптура, воплощающая мировое Зло, настолько удалась автору, что дьявол в тирольской шапочке с пером, стал гораздо популярнее статуэтки «Добра».

Русского певца Федора Ивановича Шаляпина (1873–1938) именно этот образ, воплощенный на сцене, сделал знаменитым в Италии, принес ему мировую славу. Шаляпин пел в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст» и в опере А. Бойто «Мефистофель» не раз, но успеха не имел. Впервые выходил в этой роли в Тифлисе в 1893 году, потом в Панаевском театре в Петербурге в сезоне 1894-1895 годов. Пел в Мариинском театре, потом на гастролях в Нижнем Новгороде в 1895 году. В Нижнем он познакомился с академиком живописи, театральным художником К.А. Коровиным и предпринимателем, меценатом С.И. Мамонтовым, основателем первой «Русской частной оперы».

Художник В.М. Васнецов писал про Мамонтова:

«В нем была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других».

Это знакомство «зажгло творчеством» актера, стало важным в сценической карьере певца. Пресса позже писала:

«…г. Шаляпин обнаружил недюжинный сценический талант. Артист, располагая не очень сильным голосом, умеет действовать на публику чрезвычайно осмысленной фразировкой своей партии. Что касается игры г. Шаляпина, то следует отметить, что артист создал тип, близкий к немецкому Мефистофелю, а не к изящному французскому кавалеру, каким его обыкновенно изображают оперные артисты».

Вероятно, Савва Мамонтов и Константин Коровин, которые говоря современным языком, популяризировали русскую оперу, пропагандировало мастерство русских оперных артистов, уделяя огромное значение в спектаклях декорациям и костюмам, сумели найти правильный образ персонажа, взяв за образец скульптуру великого французского художника. Мефистофель Шаляпина, как и Готье, слегка вытянут, лишен пропорции, и одновременно сгорблен, показывая отрешенность и грусть. Такой лаконичный скульптурный образ дьявола публика приняла и роль удалась.

Заканчивая статью и подбирая иллюстрации, я нашла воспоминания Ф.И. Шаляпина о работе над образом Мефистофеля. Я рада, что многие мои предположения оправдались. Федор Иванович Шаляпин в книге «Маска и душа» писал:

«Роль Мефистофеля как будто считается одной из моих лучших ролей. Я пел ее сорок лет подряд во всех театрах мира. Она, таким образом, в некотором смысле освящена традицией в том виде, в каком я ее представляю. Я должен сделать признание, что Мефистофель - одна из самых горьких неудовлетворенностей всей моей артистической карьеры. В своей душе я ношу образ Мефистофеля, который мне так и не удалось воплотить. В сравнении с этим мечтаемым образом тот, который я создаю, для меня не больше, чем зубная боль. Мне кажется, что в изображении этой фигуры, не связанной ни с каким бытом, ни с какой реальной средой или обстановкой, фигуры вполне абстрактной, математической, единственно подходящим средством выражения является скульптура.

Никакие краски костюма, никакие пятна грима в отдельности не могут в данном случае заменить остроты и таинственного холода голой скульптурной линии. Элемент скульптуры вообще присущ театру, то есть во всяком жесте, но в роли Мефистофеля скульптура в чистом виде прямая необходимость и первооснова. Мефистофеля я вижу без бутафории и без костюма. Это острые кости в беспрестанном скульптурном действии.

Я пробовал осуществить этот мой образ Мефистофеля на сцене, но удовлетворения от этого не получил. Дело в том, что при всех этих попытках я практически мог только приблизиться к моему замыслу, не осуществляя его вполне. А искусство, как известно, приблизительного не терпит. Мне нужно вполне нагое скульптурное существо, конечно, условное, как все на сцене, но и эта условная нагота оказалась неосуществимой: из-за соседства со щепетильным nu мне приходилось быть просто раздетым в пределах салонного приличия... Встретил я к тому же и некоторые объективные технические затруднения. Как бы то ни было, Мефистофеля я играл по узаконенному чекану, выработанному раньше многими талантливыми художниками и поэтами. Чекан этот, несомненно, производит на публику впечатление, и он имеет, следовательно, свои права

Однако мой первый московский Мефистофель от сценической традиции кое в чем уклонялся. Прежде всего, я надел новый костюм, который совсем не походил на привычный костюм лжеландскнехта. Мефистофелю полагается по чину два пера - я одно убрал, надел только одно. Перестал я также наклеивать усы, закрученные кверху усатином. Мне казалось, что от этих маленьких перемен фигура Мефистофеля внешне выигрывает. Одно перо больше подходит к лицу, с которого убрали усы; без усов же лицо выглядит более костлявым, то есть более скульптурным и, следовательно, более соответствует стилю персонажа. Мой Мефистофель имел большой успех. Я был очень юн, эластичен, скульптурен, полон энергии и голоса. Я понравился публике. Критика заметила также внешнюю новизну образа и об этом не умолчала. Она весьма любезно приписала мне какую-то заслугу. Но что было воистину превосходно, что для меня было главное - я понравился Мамонтову и моим новым друзьям, и воспитателям - художникам-живописцам, Мамонтов после этого спектакля великодушно предоставил мне carte blanche - разрешил мне заказывать для моих ролей новые костюмы по моему вкусу и вообще иметь суждение о постановке пьес, в которых я участвую.

В художественном отношении это было весьма существенное преимущество. Обыкновенно в частных театрах с костюмами дело обстояло весьма печально. В складах, наполненных всякой ветошью, всегда были наготове костюмы определенных стилей - испанский, пейзанский и т. п. Когда надо было играть Мефистофеля, помощник режиссера кричал: «Эй, Григорий, тащи немецкий!.. N 16».

У такого мецената, как Мамонтов, этого, конечно, быть не могло. Однако же, право, шить новые костюмы для каждой роли было широким жестом даже в его антрепризе. К этому надо добавить еще то, что сам Мамонтов заботливо давал мне советы, помогал выбирать цвета материй, для того чтобы мои костюмы были в гармонии с декорациями, которые с любовью работали ему лучшие художники Москвы» [8].

ДОН КИХОТ. Отливка 1893 по модели второй половины XIX в.

Фигура в рост. Чугун; литье, чеканка, покраска. 74х22х22. На лицевой стороне основания: J. GAUTIER. На дне основания два круглых штампа с изображением Александра II и государственного герба; в прямоугольных рамках клеймо литейного завода: КАС. З. 1893; справа клеймо литейщика нрзб. Пост. в 1985 от Н.К. Кока (Томск).

МЕФИСТОФЕЛЬ. Отливка 1893 по модели второй половины XIX в.

Фигура в рост. 74х22х22. Чугун; литье, чеканка, покраска. В-74. На лицевой стороне основания: J. GAUTIER. На дне основания два круглых штампа с портретом Александра II и государственным гербом; в прямоугольных рамках клеймо литейного завода: КАС З 1893, клеймо литейщика: Ф. САМОЙЛИН; две стороны медали: «ВСЕРОССИЙСКОЙ МАНУФАКТУРНОЙ ВЫСТАВКИ 1870», «РАСТОРГУЕВСКИХ КЫШТЫМСКИХ ЗАВОДОВ» и профилем императора с надписью: «АЛЕКСАНДРЪ ИМПЕРАТОР II САМОД.». Пост. в 1985 от Н.К. Кока (Томск).

Самойлин Федор Михайлович (1868–1951) – мастер из династии рабочих-формовщиков Каслинского завода.

Литература и источники:

  1. Горских О.В. Сюжеты французского искусства в экспозиции Томского областного художественного музея // Россия – Франция. Alliance культур. Материалы XXII Царскосельской научной конференции: в 2 ч. Ч. 1. СПб., 2016, с. 123–132, воспр. с. 130.
  2. Поиски и находки Томских искусствоведов: Материалы науч.-практ. конф., 22–24 мая 2001 г. /. [под ред. И.Е. Бицутиной]. – Томск: Изд-во Института оптики атмосферы СО РАН, 2001, c. 24-30.
  3. Каталог собрания Томского областного художественного музея: Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство / отв. ред. Т.Н. Микуцкая, ред. Т.А. Бычкова, Л.И. Овчинникова, И.П. Тюрина. – Томск: Красное знамя, 2012с. 246.
  4. Архив ТОХМ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 35. Л. 37; Д. 455. Л. 44–46.
  5. Вавиличева. И.М. Ф.И.Шаляпин – Мефистофель..https://gorkiy.tatmuseum.ru/my-product/f-i-shalyapin-mefistofel/ Домой · First · Обращение 20.01.2021
  6.  Мартыненко Д. Как Савва Морозов привил публике любовь к русской опере. https://www.culture.ru/materials/256366/kak-savva-mamontov-privil-publike-lyubov-k-russkoi-opere. Обращение 26.11.2021
  7. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Работа над сценическим образом. Мефистофель. https://anirish.livejournal.com/319393.html. Обращение 29.11.2021

 

Л.Ю. Исаева


ДОБРО И ЗЛО В МУЗЕЙНОМ СОБРАНИИ

Ж. Готье. Дон Кихот. Томский областной художественный музей

Ф.Шаляпин в образе Мефистофеля

Ф. Шаляпинв роли Мефистофеля.Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина. Казань
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.