Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта»». Александра ЭКСТЕР

В январе исполнилось 140 лет со дня рождения «амазонки русского авангарда» Александры Александровны ЭКСТЕР (1882–1949), в творчестве которой получили развитие все основные направления изобразительного искусства начала XX века.

Жемчужиной собрания Томского областного художественного музея является эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта», выполненный в 1921 году для камерного театра А.Я. Таирова, поступивший в Томск из Государственного музейного фонда в 1929 году.

Эскиз экспонировался на Первой русской художественной выставке в Берлине в 1922 году и на XIV Международной биеннале искусств в Венеции в 1924 году, затем был приобретен Музейным бюро отдела изо Наркомпроса. Другие эскизы автора к спектаклю «Ромео и Джульетта» принадлежат Государственному центральному театральному музею имени А.А. Бахрушина (Москва).

В этой серии костюмов были важны ритм, движение, а также гармоническое единство со всей сценографией спектакля. Эскиз женского костюма, выполненный гуашью, сейчас может рассматриваться как самостоятельный образ. На эскизе изображена условная женская фигура в платье, обтягивающем торс и плечи, где как будто надломленные плоскости наряда создают впечатление причудливого кубистического черного цветка. Костюмы Экстер – это сгустки энергии форм и цвета, которые призваны своей пластикой и движением оживить пространство сцены. Художница удачно добилась максимальной выразительности в костюме.

Экстер придерживалась таировской, чисто театральной интерпретации трагедии Шекспира. Декорации были сделаны в итальянском духе, но не были привязаны к какому-либо конкретному месту или времени. Экстер стремилась передать общее ощущение, оставшееся у нее от поездки в Венецию. В её эскизах всегда ощущается конкретный стиль и эпоха, но это не исторически-этнографически восстановленные костюмы, а ее собственные синтетические современные образы. В них все искусственно, утрированно, сконструировано и построено, но благодаря этой искусственности достигнут наибольшая театральность, наибольшая выразительность впечатления. А.Э. Эфрос очень точно сказал, что в спектакле «Ромео и Джульетт» она «хотела, чтобы это был кубистичнейший кубизм в барочнейшем барокко».

Желание Александры Экстер создавать новые синтетические формы изобразительного искусства привело ее к сотрудничеству с А. Таировым. Плодами этого творческого союза стали три спектакля: «Фамира-кифаред» И. Анненского (1916), «Саломея» О. Уайльда (1917) и «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1920–1921). В оформлении спектакля «Ромео и Джульетты» Экстер использовала роскошь и великолепие, которые для Таирова были «слишком зрительны». Это оформление более подходило для пантомимы или цирка – и постановка провалилась. Некоторые критики даже говорили о «Ромео и Джульетте» 1921 года как о «самой горькой странице» в истории Камерного театра.

Т. А. Бычкова.

А.А. Экстер. Эскиз костюма к спектаклю Ромео и Джульетта для Камерного театра А.Я. Таирова. 1921

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.