|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки / ТОКАЙ МАМЕДОВ — РЫЦАРЬ ЧЕСТИ
![]() 95 лет назад родился Токай Габиб оглы Мамедов, скульптор, выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры им. И.Е. Репина, лауреат Государственной премии СССР, Народный художник Азербайджана. Мамедов Токай Габиб оглы (17.07.1927, Баку – 02.05.2018, Баку) Скульптор. Педагог. Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1962). Народный художник Азербайджанской ССР (1972). Член-корреспондент АХ СССР (1975). Член Совета геральдики при президенте Азербайджана (с 2006). Учился в мастерской матери – первой женщины – скульптора на мусульманском Востоке Зивер Наджафкули кызы Мамедовой, в изостудии Дома пионеров, в Азербайджанском государственном художественном училище им. А. Азимзаде (1942–1945), в ЛИЖСА им. И.Е. Репина (1946–1951) у А.Т. Матвеева, В.Б. Пинчука, М.А. Керзина. Дипломная работа «Бакинские комиссары» (1951). Проходил стажировку в Италии (1951). Участник выставок с 1947. Член СХ. Преподавал в Азербайджанском государственном художественном училище (1951–1958), в институте искусств им М. Алиева в Баку на кафедре живописи (1968–1988), в 1988–1992 – заведующим кафедры скульптуры, профессор с 1977. Председатель правления СХ СССР Азербайджанской ССР (1970–1972). Имеет награды: серебряная медаль АХ (1958), лауреат Государственной премии СССР (1978) и Азербайджанской ССР (1982), кавалер ордена «Слава» и ордена «Честь» (Азербайджан, 2002; 2012), медаль «За заслуги перед Академией в честь 250-летия» (Россия, 2007). Когда начинаешь изучать биографию художника, собирать материалы для статьи, отдельные факты жизни видятся более яркими, становятся акцентами в восприятии творчества и о них хочется рассказать коллегам, поделиться с читателем. В 1992 году, когда Азербайджанская ССР обретала независимость и становилась Республикой Азербайджан, над Государственным музеем (ныне – Национальный музей искусств) нависла опасность. Представители «Народного фронта» решили, что в здании музея расположится МИД, а культурное наследие страны может потесниться и ожидать лучших времен. Часть коллекции была разграблена. Токай Габиб оглы Мамедов был среди пяти деятелей культуры, кто отстаивал право азербайджанского народа на собственную культуру и искусство. Как сотрудника музея меня этот факт биографии художника впечатлил, захотелось узнать побольше об этом бесстрашном, прямом, переживающим за искусство человеке. Токай Мамедов в 2002 и 2012 годах стал кавалером высших наград государства «Шохрат» (Слава, 2002) и «Шараф» (Честь,2012) и поистине рыцарем чести азербайджанской культуры. Цельность характера и состояние души художника Токая Мамедова вылилось и проросло во всех его творениях. Он исследователь духовно-нравственной составляющей очень многих людей, связанных с творчеством. Среди них Хайям Мирзазаде, Узеир Гаджибеков, Низами, Физули, Сабир, Моцарт, Шопен, Мирза Ибрагимов. Писатели, композиторы, художники. Этот интерес – один из способов самоанализа скульптора, который, исследуя природу творчества как явление духовного и нравственного, ищет момент зарождения сакральной идеи: в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Созданные мастером станковые произведения (и даже монументальные) можно отнести к жанру исторического портрета. Они запоминаются психологическим настроем и пластическим решением. Наиболее выразительны портреты композиторов. Можно выстроить галерею музыкантов прошлого и современности. Хотя произведения отличаются по материалу, но и в бронзе, и в гипсе, и в камне, музыканты предстают в образе задумчивого творца, создателя прекрасного. В коллекции Томского областного художественного музея хранится работа: ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА Х. МИРЗЕ-ЗАДЕ. 1988–1990 Бюст. Бронза. В. 58,7. Пост. в 1996 из МК РФ, куда от автора (Баку) Перед нами крупный широкоплечий мужчина. В выполненном непосредственно с натуры портрете изображен Хаям Хады оглы Мирзазаде (1935–2018) – азербайджанский композитор, заслуженный деятель искусств и народный артист Азербайджанской ССР, профессор. Погрудная скульптура с фотографической точностью передает черты лица, характерный прищур глаз, усы и бороду. Правая рука держит спинку кресла, левая – выставлена как рупор. Хаям Мирзаде как бы пытается услышать далекие звуки. Даже очки убрал с глаз на лоб, чтобы сосредоточиться на музыке, доносящейся с небес. Музыкант погружен в мир грез и мелодий. Благодаря текучести бронзы, работа наполнена плавной неторопливостью, в ней слышна лирическая напевность и восточная мудрость. В древности на Востоке считалось, что музыка изначально находится в безмолвии. Это внутренний мир, внутренняя гармония, покой, которые звучат божественно. Мудрецы говорили, что очень важно слышать тишину внутри себя, ведь музыка рождается из тишины, а, чтобы излить звук, нужен музыкант, который высказывается на таинственном, божественном языке, и только благодаря ему, мелодия становится доступной всем. Музыка стран Востока духовна, в ней преобладает местный фольклор, быт народа, традиции. Она способствует философским размышлениям, медитации. Художники, как и музыканты, тоже избранные среди смертных, они, глядя в человека как в зеркало, передают нам их характер, духовный мир, и свое особое переосмысление жизни. Одна из ведущих искусствоведов Азербайджана Джамиля Наврузова писала о своем знаменитом скульпторе, внесшем вклад в развитие азербайджанского искусства: «Серьезное и глубокое изучение духовного мира человека, его чувств и мыслей является одной из прекрасных черт, присущих творчеству наших мастеров резца. Глубина мыслей, высокая эмоция, смелость и оригинальность их творческих исканий обогатила наша скульптуру не только новыми темами во всех жанрах, а также новыми средствами выражения». Гипсовая копия нашей работы из мастерского художника участвовала в последней персональной выставке «Оживляя камень»» к 90-летию художника (2017, Баку). Текст подготовила Л. Ю. Исаева. Литература и источники: Первый Всесоюзный съезд советских художников. // Советская культура. № 27 (573). –01.03.1957, с. 1. Буланова О. Токай Мамедов, «воин», создававший красоту. https://azerhistory.com/?p=10957. Дата обращения 07.06.2022 Д. Наврузова. Скульптура советского Азербайджана. – Баку, 1973. С. 13. Сафарли А. О. А. Место портретного жанра в станковой скульптуре Азербайджана // Научные исследования в сфере гуманитарных наук: открытия XXI века: Материалы II Международной научно-практической конференции. 23-24 апреля 2015 года. – Пятигорск: Пятигорск. С. 242–243. https://upload.pgu.ru/iblock/947/Nauchnye-issledovaniya_II_2015.pdf Дата обращения 07.06.2022 Азербайджанские художники члены Академии художеств СССР М. Г. Абдуллаев, Т.Г. Мамедов, О. Г Эльдаров. Выставка произведений. Живопись, скульптура: каталог / М-во культуры СССР, Акад. художеств СССР; [сост.кат.: Н. Я. Карпова]. - Москва: Изобразительное искусство, 1982. – с. 47 Мамедов Токай Габиб оглы // 225 лет Академии художеств СССР: каталог выставки. – Изобразительное искусство, 1985. – с. 296. Шариф А. «А годы уходят – лучшие годы, которыми стоит гордиться!», газета «Зеркало», Баку, 14 июля 2007. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1555062 Дата обращения 07.06.2022
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|