|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Выставки свободного доступа / Розальба Каррьера (1673–1757) – «королева пастели», основоположница стиля рококо
![]() В рамках проекта «ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ ИЗ СОБРАНИЯ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ» представляем «Портрет неизвестной дамы» итальянской художницы Розальбы Каррьеры / Carriera Rosalba (1673–1757) – «королевы техники пастели», основоположницы стиля рококо. В XVII–XVIII веках несколько женщин-живописцев завоевали международное признание, но ни одна из них не имела такого грандиозного успеха и не оказала такого большого влияния на современников, как Розальба Каррьера. Первые уроки рисования она получила в 14 лет под руководством венецианского художника Джузеппе Дьямантини. Известность в молодости ей принесли портреты-миниатюры на слоновой кости, их носили как украшения и вставляли в крышки табакерок. Такое новшество сделало её настолько популярной в 30 лет, что на рынке стали появляться «подделки под Каррьеру». Кстати, копии её работ создавала сестра художницы Джованна, которая часто помогала и заканчивала фон портретов. «Портрет неизвестной дамы» из собрания нашего музея также является копией. В 1700 году художница начала работать в портретном жанре, использовав исключительно пастель, которую называют «падчерицей живописи и графики». Уже в 1704 году её назначили академиком римской Академии святого Луки, позднее – академиком Венской Королевской академии живописи, членом Французской Королевской академии живописи и скульптуры (ей заказали 36 портретов французской королевской семьи), кроме того она является автором справочника-руководства для художников. Её заказчиками были английские аристократы, немецкие короли и французская знать: Максимилиан II Баварский, Фредерик IV Датский, Август Сильный, меценат Пьер Крозе, финансист Джон Лоу. Она недолго жила в Париже, где в эпоху стиля рококо она пользовалась огромным успехом, в Вене она работала при дворе императора Карла IV, который купил более 150-ти её пастелей, а его супруга и дочь брали у художницы уроки рисования. Современники отмечали чистоту её нравственных правил, скромность. Она писала стихи, виртуозно играла на скрипке, клавесине, знала три языка. Последние семь лет жизни художница описала как «существование в темноте ночи» – она потеряла зрение, не помогли даже две операции. Розальба пережила всю свою семью и умерла в возрасте 84-х лет в собственном доме в районе Дорсодуро в любимой Венеции. Годы успешной карьеры сделали Розальбу самой богатой художницей своего времени, ей уступал даже суперпопулярный коллега Антонио Каналетто. Портреты Каррьеры соответствуют духу рококо: все её персонажи молоды, красивы, женственны, на их лицах сияют очаровательные чуть лукавые улыбки. Косметика персонажей определялась пудрой: бледная ровная кожа, напудренные волосы и парики. Мода рококо отражалась в пудровых поверхностях пастельной живописи и тем самым приближала нас к этой галантной эпохе. Одним из достижений Розальбы стала также популяризация пастели, именно она ввела этот материал в моду, сделала его остро современным. Оригинал портрета из собрания ТОХМ хранится в галерее Академии в Венеции. Предположительно на портрете изображена представительница семьи французского консула в Италии. Т.Н. Микуцкая.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|