|
|||||||||||||||||||||
Новости / День памяти святого Николая Чудотворца
18.12.2020
19 декабря празднуется память самого почитаемого в России христианского святого. Угодник Божий, Миколай Милостивый, Никола... По-разному его называли в народе, и многие верующие из простого люда были искренне убеждены, что он самый что ни на есть русский человек, ставший перед Богом заступником всех сирых и обездоленных людей, помощником во всякой беде и добрым советчиком. Часто день 19 декабря (6 декабря по старому стилю) называется Никола Зимний, в отличие от другого дня памяти Николая Чудотворца (Вешнего), который празднуется в мае. По преданию, в этот день Никола-Угодник спускается с небес и обходит всю русскую землю, и от него убегают все духи тьмы. Глубокое почитание архиепископа Мир Ликийских (территория древнего города ныне принадлежит Турции) объясняет тот факт, что в дореволюционной России практически в каждом доме – от богатых палат до деревенской избы – была икона Святителя Николая. Многие верующие на груди носили образки с его изображением. Существует большое разнообразие иконописных образов Божьего Угодника. Чаще всего он изображается одетым в церковные ризы с крестами, правой рукой благословляет, а в левой держит Евангелие, как бы приглашая людей обратиться к добру и вере. Встречаются также иконы, на которых в руках Николая Чудотворца меч и град, поскольку святой считается защитником от врага городов и крепостей и в таком виде он предстал в XIV веке перед монголо-татарами, осаждавшими город Можайск. Над изготовлением икон трудились целые иконописные промыслы. Особенно много сложилось их во Владимирской губернии - в Суздале, Палехе, Мстёре, Холуе... Некоторые из икон, выполненные иконописцами этих мастерских, есть в собрании Томского областного художественного музея. Более того, летом 1898 года в Томск вместе с семьей переехал хозяин мастерской из Мстёры И.А. Панкрышев, которого называли «иконописцем Императорской Фамилии». Это событие имело большое значение для развития иконописи в Сибири. В коллекции нашего музея есть, предположительно, «панкрышевская» икона. Вот, что пишет об этом искусствовед, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ТОХМ Ирина Александровна Евтихиева:
Если же вернуться в целом к состоянию иконописи в дореволюционной России, то необходимо отметить, что иконописцы работали в разных стилях: например, наряду с иконописным каноном бытовало так называемое «фряжское» письмо с использованием масляных красок в традициях западноевропейского искусства. Для Палеха была характерна композиция со многими персонажами и сценами, подробным пейзажем и орнаментом. Сторонники канонической иконы это резко критиковали, зато навыки пригодились местным иконописцам в дальнейшем. После Октябрьской революции 1917 года иконописные артели вынужденно искали новый способ заработка. Приходилось расписывать матрешек и даже настенные ковры с русалками. Однако вскоре нашлось достойное дело – бывшие иконописцы освоили жанр лаковой миниатюры и, используя свой прежний опыт и традиции, стали с большим мастерством расписывать шкатулки из папье-маше. Сюжеты использовали разные – от русских сказок до героев революции, красных флагов и коней. Уже в 1920-е годы лаковая миниатюрная живопись советских мастеров гремела на международных выставках и завоевывала высшие награды. Впрочем, это уже другая история... По теме же иконописи советуем обязательно посмотреть онлайн-лекцию «В мире русской иконы», подготовленную нашим Центром музейной педагогики. Проходите по ссылке и в удобной, легкой форме пополняйте свои знания!
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|