|
|||||||||||||||||||||
Новости / Ко дню рождения А.С. Пушкина. Автограф скульптура М.К. Аникушина из коллекции музея
![]() 6 июня в России отмечается Пушкинский день. «Питомец чистых Муз», проказник, «гений места», Француз, арзамасский Сверчок, салонный острослов, «Эолова арфа», писатель, историк, журналист. У каждого свой Пушкин. В изобразительном искусстве к образу великого поэта обращались многие русские и советские художники. Трудно представить облик Александра Сергеевича, его богатый внутренний мир и разностороннюю натуру, без произведений Кипренского и Тропинина, Репина и Серова, Трубецкого и Антакольского, Фаворского и Кравченко, Шадра и Коненкова, Петрова-Водкина и Пластова… Особое место в ряду художников, отразивших свой взгляд на жизнь и творчество поэта, принадлежит советскому скульптору Михаилу Константиновичу Аникушину. Созданный мастером бронзовый бюст был открыт в Томске 6 июня 1999 года в сквере у Дворца бракосочетания. В собрании Томского областного художественного музея находится небольшая скульптура Михаила Аникушина - модель статуи А.С. Пушкина, установленной в фойе клуба МГУ им. М.В. Ломоносова в 1953 году. Экспонат поступил в дар от Владимира Леонтьевича Паршина, заслуженного работника культуры, в 1968-1975 годах возглавлявшего Томское областное управление культуры, и давшего старт паспортизации томской деревянной архитектуры, празднованию Дня города и передачи здания обкома КПСС под художественный музей. Произведение было получено в 1973 году, о чем свидетельствует автограф знаменитого скульптора на оборотной стороне произведения: «20.1.73. Дорогому городу Томску. Владимиру Леонтьевичу. М. Аникушин». Гостеприимный, с речными просторами и лесными богатствами, сибирский город Томск очень понравился Аникушину, и он всегда с большим удовольствием принимал сибиряков в своей мастерской. Михаила Константиновича называют «главным монументалистом страны», что ж, по праву. Он подарил нам свой взгляд на выдающихся людей советской эпохи, деятелей науки и культуры, на современников и классиков. Несмотря на разнообразие авторских интересов в творчестве, в одном он оставался постоянен – своей любви к Александру Сергеевичу Пушкину. Как пишет Е.В. Павлова, автор двухтомного издания «А.С. Пушкин в портретах»: «Восемь лет (1949-1957) посвятил М.К. Аникушин неустанному труду в поисках лучшего решения образа. Он углубленно изучает творчество поэта, его иконографию, подолгу живет в Михайловском, создает десятки этюдов, эскизов, моделей. В своем выступлении при обсуждении проекта Аникушин сказал:
Действительно, образ поэта, созданный скульптором, подкупает своей ясностью, простотой, чистотой и в то же время возвышенностью, романтичностью. В памятнике четко и в полной мере отразилось современное восприятие эпохи, в которой творил устремленный в будущее «потомок бояр старинных». Экспонат из коллекции томского музея один из вариантов памятника для московского университета. Александр Сергеевич изображен стоящим в полный рост с книгой в руках. Оригинал значительно отличается от нашей модели. «Московский» стоит, слегка согнув правую ногу, облокотившись на колонну, в распахнутом сюртуке. Его поза демонстрирует свободу, даже некоторую расслабленность, наступившую под впечатлением от прочитанного. Пушкин смотрит влево, но взгляд его где-то далеко-далеко. Он, вероятно, уже слагает свои поэтические строки… Скульптор демонстрирует один из приемов, о котором вспоминают его ученики: «не вылепить, а выразить взгляд». Томская модель – это набросок, выбор соразмерности, верного ракурса для будущего памятника, поиск и передача нового отношения к любимому с детских лет поэту. Томский Пушкин, немного моложе московского, тоже задумчив и поглощен в свои рифмы. Слепок схематичен, но не легковесен. Он пластичен и изящен как фарфоровая статуэтка, и красив без пафоса. Перед нами не лицеист, не юноша, а уже солидный молодой человек, который говорит о себе:
Кто знает? Каждый видит по-своему. У каждого свой Пушкин. У каждого времени свой. У каждого возраста, настроения, состояния души. Сегодня он для меня в лирическом «Что в имени тебе моем», а завтра быть может призовет «хранить гордое терпение»! Биографическая справка АНИКУШИН Михаил Константинович 15.10.1917, Москва – 18.05.1997, Санкт-Петербург Скульптор. Педагог. Народный художник СССР (1963). Действительный член АХ СССР (1962), член-корреспондент (1958), Герой Социалистического Труда (1977). Лауреат Ленинской премии (1958), Государственной премии имени И.Е. Репина (1986). Учился у В.Ф. Богатырёва в подготовительных классах при АХ (1935–1936), в СХШ при АХ у Г.А Шульца (1936–1937), у в ЛИНЖАС имени И. Е. Репина у В.А. Синайского и А.Т. Матвеева с 1937 по 1947 с перерывом 1941–1945. Проходил практику на Ленинградском фарфором заводе имени М. В. Ломоносова и Каслинском чугунолитейном заводе. Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами Ленина (1967, 1977), Октябрьской Революции, Отечественной войны II степени (1985), Трудового Красного Знамени (1987), Дружбы народов (1992), медалями. Почётный гражданин Санкт-Петербурга. Почетный доктор СПб Гуманитарного университета профсоюзов с 1994.
Литература и источники: А.С. Пушкин в портретах / авт-сост. Е.В. Павлова. В 2-х томах. М.: 1989. А.С. Пушкин. Стихотворения. М.: 1974. Фильм «Михаил Аникушин. Главный скульптор монументалист». Государственный музей городской скульптуры. Санкт-Петербург. Фильм «Дыша одним дыханием. Памяти Михаила Аникушина, почетного гражданина Петербурга». Проект создан фондом «Петербургское наследие и перспектива» вместе с ESTEL.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|