|
|||||||||||||||||||||
Новости / К 100-летию со дня окончания Первой мировой войны
12.11.2018
К 100-летию со дня окончания Первой мировой войны
День 11 ноября ушел в историю, но юбилейный год настоятельно напоминает о давних события. В Брегенце, австрийском городе на берегу Боденского озера, продолжает работать выставка произведений известного художника Рудольфа Ваккера. В экспозиции в основном представлены работы (более 100), созданные в 1915–1920 годах в Томске во время пребывания в плену. Она получила название «Ваккер в плену» и совпала со 100-летием со времени рождения художника. В залах большинство работ экспонируется впервые, что стало результатом многолетних поисков австрийских коллег в частных и музейных коллекциях. В их числе шесть работ, которые оставил художник в томской художественной коллекции перед отъездом на родину. На выставке в Брегенце демонстрируются ксерокопии, т.к. разрешение на вывоз оригиналов получить не удалось. Томичам и гостям города до середины декабря предоставляется редкая возможность увидеть оригиналы. Они выставлены в первом зале постоянной экспозиции музея в витрине, где регулярно меняются произведения в рамках мини-проекта «Западноевропейская графика из коллекции Томского художественного музея» (кратковременность экспонирования необходима для сохранности графических произведений). Хранящиеся в томской коллекции произведения Ваккера блокнотного размера – 4 рисунка графитным карандашом и 2 линогравюры – являются не только уникальными памятниками своего времени, но и единственными в отечественных музейных собраниях. Здесь же выставлен одноименный альбом-каталог, подготовленный австрийскими исследователями. В нем воспроизведены томские работы, а также опубликована статья сотрудника музея Л. Овчинниковой, посвященная культурной и художественной жизни города в переходный период истории.
Юбилейная дата активизировала изучение биографии Рудольфа Ваккера, в том числе и томского периода. В Сибири он, призванный на военную службу с началом Первой мировой войны с третьего курса Венской академии художеств, оказался после пленения на территории Польши. В Томске будущий художник пережил две революции, затем гражданскую войну. Дневник с описанием потрясением и испытаний, к сожалению, сохранился не полностью. После восстановления советской власти в декабре 1919 года у военнопленных появилась реальная перспектива возвращения на родину. До получения разрешения на отъезд многие из них получили возможность работать. Ваккер с марта 1920 года занимался написанием плакатов в мастерской, созданной секцией изобразительных искусств при Народном комиссариате просвещения. Он принял участие в выставке, организованной секцией в апреле этого года. «Несомненно талантливые, быстрые, нервные беспокойные рисунки» Р. Ваккера были отмечены рецензентом выставки на страницах газеты «Знамя революции». По дороге домой в июле 1920 года художник сделал остановку в Москве, чтобы посмотреть знаменитые картины французских импрессионистов в собрании С. Щукина и И. Морозова. По воспоминаниям томского знакомого А.Н. Тихомирова, с которым он впоследствии многие годы переписывался, Ваккер «был очень увлечен Россией», что имело трагические последствия. В 1937 году он после второго допроса нацистов умер от сердечного приступа. На фото: Р. Ваккер. Автопортрет.1919
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|