|
|||||||||||||||||||||
Новости / «Атаман Артели художников» - книжно-иллюстративная выставка к 185-летию со дня рождения И.Н. Крамского
09.06.2022
8 июня исполнилось 185 лет со дня рождения замечательного русского художника Ивана Николаевича Крамского (1837 – 1887), инициатора создания Артели художников в Петербурге, организатора и идейного вдохновителя Товарищества передвижных художественных выставок. Сын писаря из г. Острогожска Воронежской губернии, Крамской уже в ранние годы прошёл суровую жизненную школу: после ранней смерти отца он был писцом в городской думе, подмастерьем у иконописца, скитался по России с фотографом в качестве ретушера. Крамскому пришлось побывать в Харькове, в Орле, в Курске, в Москве, Туле, Нижнем Новгороде, Казани. Скитания привели его в Петербург, где в 1857 году он поступил в Академию художеств. Самобытный талант и богатство жизненных впечатлений позволили ему уже в стенах петербургской Академии художеств стать лидером художественной молодежи. Крамской возглавил смелое выступление академических выпускников, получившее в официальных кругах название «бунта четырнадцати». В 1865 году участники «бунта» основали петербургскую Артель художников. В 1870 году Крамской становится одним из главных учредителей, а затем и идейным руководителем Товарищества передвижных художественных выставок. Семидесятые – восьмидесятые годы – время расцвета его таланта. Художник создаёт в ту пору галерею портретов крупнейших деятелей искусства, литературы, науки. Психологизм – основное свойство творчества Крамского, проявляющееся и в портретах, и в картинах. Последние годы жизни Крамского тяготило написание заказных портретов. Только урывками удавалось ему работать для души, над воплощением волновавших его замыслов. Это переросло в настоящую трагедию Крамского-художника. В 1883 году Крамской с горечью сознавался Третьякову: «Через 20 лет (после академического бунта в 1863 году) напряжённого состояния я сознаюсь, что обстоятельства выше моего характера и воли. Я сломлен жизнью и далеко не сделал того, что хотел и что был должен…». Это была печаль по поводу стоявшей в мастерской картины «Хохот», для завершения которой у Крамского уже не хватало сил. В марте 1887 года из-за болезни сердца оборвалась жизнь Крамского. Это произошло во время работы над портретом доктора Раухфуса. Убеждённый сторонник идейного искусства, он мечтал о гармонии искусства и общества, о времени, когда общество будет осознавать необходимость искусства, а искусство станет служить потребностям общества. Наследие художника не утрачивает своей ценности, а наоборот приобретает ещё большую значимость в наши дни. На книжно-иллюстративной выставке в ТОХМ «Атаман Артели художников» представлены книги и статьи о жизни и творчестве замечательного русского художника. Особый интерес представляет монография известного советского искусствоведа Софьи Ноевны Гольдштейн, которая с 1924 по 1983 была научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи, и монография искусствоведа, члена-корреспондента Российской Академии художеств Курочкиной Татьяны Ивановны. Любителей эпистолярного жанра заинтересует переписка художника. Любопытна статья старшего научного сотрудника Третьяковской галереи Татьяны Юденковой о дочери И.Н. Крамского «Воскресшая из небытия Юнкер-Крамская». Н. Н. Грасмик.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|