Версия для слабовидящих
ВТ - ВС: 10:00 - 18:00
ПН - выходной
(3822) 51-41-06
Новости / Музыка в цвете и форме. Сегодня день рождения Василия Кандинского
16.12.2020

154 года назад в Москве родился Василий Васильевич Кандинский (1866-1944), будущий основоположник абстракционизма. Томичи имеют уникальную возможность отдать дань памяти мастеру в залах с его подлинными произведениями. Как раз сейчас в нашем художественном музее действует выставка работ Кандинского, прибывшая к нам из галереи Санкт-Петербурга.

Профессионально изобразительным искусством Кандинский занялся довольно поздно, после 30 лет. До этого его деятельность была посвящена науке, юриспруденции, политэкономии. К первым экспериментам в живописи коллеги художника отнеслись довольно скептически, однако со временем его авторитет  все более укреплялся. Василий Васильевич (получивший в гимназической юности одновременно художественное и музыкальное образование) исповедовал синтез искусств и был убежден: цвет, форма, звук связаны и вместе образуют особые духовные существа.

«При этом легко заметить, что некоторые краски подчеркиваются в своем воздействии некоторыми формами и другими притупляются. Во всяком случае острые краски звучат по своему свойству сильнее в острых формах (например, желтые в треугольнике). Склонные к глубокому воздействию увеличиваются в своем воздействии круглыми формами (например, синее в кругу).Так как число красок и форм безгранично, то безграничны и сочетания, а в то же время и воздействия. Этот материал неисчерпаем», - писал художник.

Кстати, Кандинский был не только практиком, но и ярким теоретиком абстрактного искусства, поэтому подготовленный читатель, готовый «копать глубже», может более подробно ознакомиться с его наследием.

Мастер считал, что каждому цвету соответствует «свой» звук. Например, синий напоминает виолончель, более темные тона – контрабас и орган. Белый же цвет, это безмолвие, подобен паузе в музыкальном произведении.

В 1912 году в Мюнхене вышла книга Кандинского «Звуки», которую сам Кандинский называл «музыкальным альбомом». Труд состоит из 56 гравюр и 38 стихов в прозе. Подразумевалось, что слова в данных стихах ценны не значением, а составлены таким образом, что заставляют «вибрировать душу». Вот одно из стихотворений с именем католического святого Непомука.

Гобой

   Непомук был в прекрасном новом сюртуке, когда усаживался на маленьком круглом плоском холме. Внизу кололо глаз маленькое синее зеленое озеро. Непомук оперся на ствол маленькой белой зеленой березки, вытащил свой большой длинный черный гобой и сыграл множество прекрасных песен, которые знает всякий. Он играл очень долго с очень большим чувством. Наверное, в течение двух часов. Как раз в тот момент, когда он начал «Как птичка пролетала» и дошел до «проле...», на холм взбежал совершенно разгоряченный и запыхавшийся Майнрад и отрубил своей кривой, заостренной, наточенной, изогнутой, блестящей саблей большой кусок гобоя прочь.  

Уважаемые любители искусства! Ждем вас на выставке «Цветозвуки» ежедневно (кроме понедельника)  с 11 до 19 часов. В рамках выставки действует специальный мультимедиазал, где можно сесть на удобные подушки и устроить себе сеанс релакса во вселенной творчества Кандинского, в окружении музыки и оживших форм, созданных воображением мастера.  

 Материал подготовила Татьяна Листкова.

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.