|
|||||||||||||||||||||
Новости / «Метод Капелько». Памяти художника, поэта, археолога
19.06.2020
Сегодня могло бы исполниться 83 года Владимиру Феофановичу Капелько, но этого не случится. Он ушел из жизни еще 20 лет назад, прожив слишком мало для человека, одаренного уникальным талантом широчайшего диапазона. Казалось, он воплотил в себя всю романтику своего времени – в пеших странствиях исходил всю Сибирь и Дальний восток, гонял скот из Монголии в Россию, писал стихи, много рисовал, вместе с супругой-археологом Эрой Севастьяновой участвовал в раскопках и изучении памятников… Капелько был влюблен в древность Хакасии и сделал то, что помогло сохранить о ней память навсегда. В 1973 году, чтобы спасти наследие древних художников, он изобрел ныне всемирно известный метод эстампажного копирования наскальных рисунков на микалентную бумагу («метод В. Ф. Капелько»). Этим методом удалось скопировать петроглифы (наскальные изображения) рек Маны, Абакана, Тубы, Среднего и Верхнего Енисея, Сулекских, Оглахтинских, Шалоболинских писаниц. «Петроглифы — это в первую очередь произведения изобразительного искусства. Я попытался их копировать — не для науки, а просто любя и уважая труд художников всех времен и народов», — вспоминал Владимир Феофанович. Его труд оценил весь мир - собранная Капелько коллекция «Петроглифы Древней Хакасии» выставлялась в Швеции, Красноярске, Алма-Ате, Фрунзе, Новосибирске, Абакане. Капелько и его жена-историк внесли бесценный вклад в создание археологических экспозиций Хакасского и Минусинского краеведческого музеев. По признанию специалистов, данные экспозиции позволили увидеть не только исторический, но и художественный аспект сибирских древностей. Для ценителей изобразительного искусства важно то, что Владимир Капелько оказал огромное влияние на целый пласт современных художников, увлечённых сибирской архаикой. Сегодня уже появилась «неоархаика», и это художественное направление очень популярно и развито мощно. Сам В. Ф. Капелько любил изображать камни-менгиры в степи, скалы с рисунками древних людей, оставил много микалентных копий петроглифов. Томский областной художественный музей хранит одну из работ мастера. Это "Сибирская пушнина", написанная автором в возрасте 35 лет. Напоследок приведем стихи Владимира Феофановича, в которых также прослеживается его самобытный стиль. Пролетают утки над водою, сразу три. Над тобою небо — вон какое, посмотри. Машет облако крылом златоперым в вышине, и крадется ночь котенком серым в тишине. Вечер живописцем беззаботным пачкает закат, растирая краски пальцем потным невпопад. И потух, и слился с темнотою свет зари, лишь летают утки над водою, те же три. /Источник: Абаканский альбом: Литературно-художественный Альманах Союза писателей Хакасии. 1993/.
Материал статьи подготовила Татьяна Листкова.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|