|
|||||||||||||||||||||
Новости / Наше всё. Поэме «Руслан и Людмила» – 200 лет
13.05.2020
Ровно 200 лет назад началась всенародная слава Александра Сергеевича Пушкина. Это случилось после того, как в мае 1820 года была опубликована поэма 20-летнего начинающего поэта «Руслан и Людмила». Публика встретила ее восторженно, хотя многие критики были возмущены произведением из-за некоторого его эротизма и обилия просторечных выражений. Один малоизвестный критик, например, о поэме «Руслан и Людмила» отозвался: представьте, мол, мужик в лаптях и армяке вторгся в «благородное собрание» и закричал: «Здорово, ребята!». Тем не менее, стихотворная сказка стала своего рода ярким восходом «солнца русской поэзии». Саму поэму также ждало блестящее будущее. В 1842 году появилась опера Михаила Глинки «Руслан и Людмила», в начале XX века в честь прекрасной героини был назван астероид Людмила, открытый в 1908 году американским астрономом Меткалфом. Множество картин и рисунков были вдохновлены данным произведением. Количество портретов самого Пушкина вообще трудно поддается подсчету. В коллекции нашего музея есть свой шедевр из иконографии великого поэта. Работа принадлежит кисти московского живописца, монументалиста, заслуженного художника РСФСР Бориса Тальберга (1930–1984). Сегодня, 13 мая, отмечается 90 лет со дня его рождения. Портрет Пушкина был написан в 1980 году.Тальберга всегда привлекали образы титанов ума, творчества и науки. Живописные портреты автора отличались аналитичностью, монументальностью мышления, пластической выразительностью. В портрете Пушкина отсутствуют пустоты, он крепок – заключен в квадрат, самый устойчивый знак, он же и трагически эмоционален – драматичность образа создают активные, дерзкие удары кисти. Художник несколько раз обращался к образу поэта, драматически и с самоиронией осознающего свои достоинства, слабости и пороки, но в портрете из томской коллекции реально ощущение предчувствия конца земного пути, здесь некая мистическая и во многом осознанная параллель: обреченности Пушкина и драматизма последних лет жизни серьезно болеющего художника. На этом эмоциональном острие рожден портрет, обладающий притягательной энергетикой эмоционального прозрения. В предисловии к каталогу персональной выставки, где экспонировался портрет Пушкина,Тальберг писал: «К пятидесяти годам ясно начинаешь осознавать быстротечность отпущенного человеку времени, ограниченность духовных и физических сил ему дарованных. Лишний раз убеждаешься, что большое искусство – дело большого мужества и самоотверженности. Мои работы – тени моих переживаний». Текст подготовила Татьяна Листкова. При подготовке использованы материалы издания Томского областного художественного музея «Сокровища русского искусства» 2004г.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|