19.12.2019
Наш музей продолжает радовать посетителей, представляя новые лица в рамках проекта "Портрет и автопортрет художника". Перед вами две работы разных авторов, изображающие одного человека: автопортрет Н. Ф. Смолина и дружеский шарж на Н.Ф. Смолина, выполненный художником П.Т. Костенко.
Н.Ф. СМОЛИН. Автопортрет. 1943
Художественную жизнь Томска первой половины XX века невозможно представить без Николая Федоровича Смолина (1888–1963), члена Томского общества любителей художеств (1911–1919), председателя Томского филиала Ассоциации художников революционной России (1925–1931), председателя Томского отделения Союза советских художников (1933–1935).
Родился в Пермской губернии, а в 1900 году семья переехала в Сибирь и Томск стал родным городом для будущего живописца. Смолин блистательно закончил Казанское художественное училище (1906–1911), получив направление в Императорскую Академию художеств в Петербурге с правом поступления в нее без экзаменов. Но продолжить обучение в Академии художеств не удалось. Смолин вернулся в Томск.
В 1920–1921 годы во времена масштабных событий в Томске, связанных с претворением в жизнь идей монументальной пропаганды, художник Смолин, занимая должность инструктора по графическим искусствам школьного отдела Томского губнаробраза, в этой работе участия не принимал. Бурная кипучая натура Николая Смолина, вероятно, предполагала только роль лидера, а это было не всегда возможно при наличии многочисленного количества художников, занесенных гражданской войной в город. С 1922 года, когда приезжие художники покинули Томск, он стал участвовать в художественных выставках. С 1926 года именно Смолин пытался объединить немногочисленных томских художников: преподавателей черчения и рисования различных учебных заведений города и работников товарищества «Художник» в Томский филиал Ассоциации художников революционной России, позже Томское отделение Союза советских художников. Николай Федорович преподавал в женской прогимназии, позже в трудовой советской школе и на рабфаке Томского университета. Его деятельный образ борца точно схвачен в дружеском шарже П.Т. Костенко – секретаря Томского филиала Ассоциации художников революционной России.
Николай Федорович всегда много и плодотворно работал творчески, провел несколько персональных выставок в Томске (1919, 1922) и Новосибирске, куда переехал в 1935 году (1934, 1944, 1956, 1963 – посмертная). Время требовало больших тематических картин на историко-революционные и производственные темы, и он представлял такие работы на выставках разного уровня: от городских до всероссийских. Смолина можно сравнить с Орестом Кипренским, всю жизнь мечтавшим создать историческое полотно, но писавшим портреты, которые сделали его величайшим портретистом. Смолин оставил большую галерею превосходно написанных портретов современников, среди которых томичи: архитекторы П.Ф. Федоровский и А.Д. Крячков, художники Н.Н. Введенский и Бортних, преподаватель рабфака В.С. Неметц. На персональной выставке Н.Ф. Смолина 1944 года искусствоведы из Государственной Третьяковской галереи особенно восхищались его портретами, в то время как живописца часто критиковали за большие композиции, которые не всегда ему удавались. В Новосибирске, оказавшись в большом творческом союзе, бескомпромиссный Смолин сосредоточился на творчестве, не вникая в общественную деятельность, как это было в Томске в 1919–1921 годах.
Николай Федорович уделял большое внимания жанру автопортрета. После выставки 1944 года, организацией которой занимались эвакуированные в Новосибирск научные сотрудники Государственной Третьяковской галереи, он передал в Томский краеведческий музей «Автопортрет» 1943 года. Портрет постановочный, несколько театрализованный, изображающий погруженного в свои мысли художника. Написан легко и непринужденно в смешанной технике с использованием акварели, гуаши, сангины и угля.
Н.Ф. Смолин. Автопортрет. 1943 |
П.Т. Костенко. Шарж на художника Н.Ф. Смолина. 1927 |
| |