|
|||||||||||||||||||||
Новости / 120-летие Кондратия Белова: из Томской губернии в большое искусство
23.03.2020
23 марта исполняется 120 лет со дня рождения патриарха сибирской живописи, Кондратия Петровича Белова (1900-1988). Вся его творческая жизнь связана с Омском, где в 1991 году был открыт музей художника, но первые шаги в искусстве будущий автор эпических пейзажей сделал на Томской земле. Белов родился на Урале в крестьянской семье, вскоре перебравшейся в сибирское село Пача на берегу Томи. Величественные виды тайги и речные просторы произвели огромное впечатление на юного Кондратия. Он начал с увлечением рисовать, однако отец не одобрял это занятие, считая его пустым и даже вредным времяпрепровождением. Мальчика поддержал волостной писарь Пазилов, который добился разрешения принять 11-летнего Белова в рисовальные классы Томского общества поощрения художников. Но отец ребенка воспрепятствовал обучению, а спустя несколько лет договорился обвенчать сына с племянницей местной купчихи. В 17 лет юноше пришлось бежать от женитьбы в губернский Томск с двумя рублями денег. Томск потряс Белова. «Сплошные магазины на Почтамтской (ныне часть пр. Ленина). В гостинице Второва (ныне магазин «1000 мелочей») окна в три человеческих роста из толстого зеркального стекла, за окнами чудеса, не мог насмотреться», - вспоминал позже художник. В годы Гражданской войны на долю Кондратия выпало немало испытаний, включая колчаковскую мобилизацию, а затем переход на сторону Красной армии. В годичной художественной студии при Политуправлении 5-й Армии в Иркутске он получил свое первое профессиональное образование. В 1924 году молодой живописец поступил в Омский художественно-промышленный техникум имени М.А. Врубеля. Отличительной чертой пейзажей Беловая является необыкновенно красивое небо. В среде омских художников даже есть термин «кондратовское небо». Этапной и программной работой Кондратия Петровича считается пейзаж «Лесосплав на Иртыше» (1948). Это произведение открыло новый жанр «эпический пейзаж», который специалисты противопоставляют лирическому (левитано-саврасовская линия) и декоративно-синтетическому (Куинджи). Наряду с омской природой Белов не забывал Томскую землю, где прошло его детство. Именно Пача изображена на последней работе художника. Большой холст называется «Село моей юности».
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|