Версия для слабовидящих
ВТ - ВС: 10:00 - 18:00
ПН - выходной
(3822) 51-41-06
Выставки / Архив / Супница. Последняя четверть XIX в. Фаянс, роспись
13.12.2024 - 13.12.2024

 

Супница. Последняя четверть XIX в. Фаянс, роспись
Завод О.Я. Тейхвельда и Л.О. Астерблюма. Влоцлавек, Польша

Традиция устраивать многолюдные застолья, званые и семейные обеды повлекла за собой и создание специальной посуды для сервировки стола и подачи блюд. Обычная столовая посуда возводилась в ранг произведения искусства, поскольку была призвана демонстрировать статус и достаток хозяина дома. Такие емкости изготавливались зачастую из дорогих материалов, таких как: золото, серебро, фарфор, и отличались богатством форм и декоративных решений.

Одним из таких предметов кухонной утвари является супница, которая на семейных обедах занимала на столе центральное место. Представляет собой глубокий сосуд с крышкой, в котором подавался суп или бульон. Считается, что супницы вошли в моду в XVIII веке под влиянием западно-европейской застольной культуры.

В музейном собрании декоративно-прикладного искусства имеется супница, выполненная из фаянса. Фаянс – керамическая масса, с пористым, мелкозернистым черепком на изломе, бывает довольно тонким, но не просвечивающим, как фарфор.

Супница из нашего собрания выполнена на заводе, принадлежащем Юзефу Тейхфельду и Людвику Астерблюму, расположенном в польском городке Влоцлавске. Предприниматели возобновили производство в 1882 году на месте ранее сгоревшего завода. Предприятие работало на привозных из Германии глинах, с использованием немецких же технологий и специалистов. За историю своего существования завод несколько раз менял название, владельцев и даже в 1991 году прекратил свое существование, но по инициативе бывших сотрудников Ежи и Евы Шановских в 2002 году возобновил свою деятельность и работает до сих пор.

Сосуд выполнен в последнюю четверть XIX в., когда в искусстве господствовала так называемая эпоха исторических стилей. Плавно перетекающие, круглящиеся элементы формы рифленого тулова, напоминающие раковину, ручки с рокайльными завитками, основание с волнистым краем – отсылают нас к изящному, утонченному стилю рококо. Несмотря на довольно внушительные размеры, сам предмет достаточно легкий, с тонкими стенками. Форма подчеркнута росписью с цветами и птицами.

Как правило, чтобы удобно было подавать горячий суп, супницы дополнительно ставились на фарфоровые или фаянсовые подносы с ручками, на которых в середине было сделано специальное углубление.

Практически вышедшие из употребления, подобные предметы остаются в музейных собраниях живым напоминаем традиционных семейных ценностей.

Материал подготовила хранитель коллекции
декоративно-прикладного искусства
И.Г. Провалёнок.

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.