|
|||||||||||||||||||||
![]() 14.10.2016 - 14.11.2016 В художественном музее начала работу выставка «Футурист Оскар Янкус: к истории авангарда в Сибири», на которой впервые монографически будет представлено творчество последовательного сторонника самого радикального из левых направлений начала прошлого века. Долгие годы сведения о художнике были крайне скупыми, а три картины из коллекции томского музея, единственно известные, стали появляться на выставках только в последние десятилетия. Имя художника окончательно утвердилось в истории отечественного футуризма после включения в трехтомную «Энциклопедию русского футуризма», выпущенную в 2013-2014 под редакцией В. Ракитина и А. Сарабьянова. В Томске Оскар Янкуc прибыл в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет с матерью из Латвии в потоке беженцев и провел около двух лет. Начинающий художники всецело отдался творчеству, мужественно преодолевая «тесноту и голод» тех лет, стал деятельным участником группы местных футуристов. Его творческое наследие составляют пять картин, исполненные в дотомский и томский период. В экспозицию вошли картины «Последний трамвай», «Голова», «Улицы города», являющиеся достоянием Томского музея с начала 1920-х годов. Безусловный интерес представляют две недавно выявленные произведения в частных коллекциях Москвы и Новосибирска «Рабочий» и «Футуристическая композиция». Они существенно дополняют представление о творчестве юного автора и свидетельствуют о стремительной эволюции от фигуративных композиций к абстрактным. Впервые на выставке будет экспонироваться рукопись «Манифеста» теоретическое обоснование собственной версии футуризма томской группы. Он написан Янкусом от имени товарищей и является неизвестным вкладом в теорию футуризма. В 1921 году Оскар Янкус возвратился на родину, но фактов о продолжении его занятий живописью не сохранилось. Следующий период был заполнен учебой, активной политической и научной деятельностью. В последние годы жизни он был одним из ведущих сотрудников Института мировой политики и мировой экономики в Москве. В 1937 году разделил участь многих представителей отечественной интеллигенции: был репрессирован и вскоре расстрелян. Его прах покоится в общей могиле на территории Донского монастыря в Москве. К открытию выставки куратор Лилия Ивановна Овчинникова подготовила представление одноименного издания. В нем передана атмосфера эпохи, в которую органично вписана фигура художника, систематизированы и дополнены на основе архивных документов биографические сведения, дан анализ творческого и теоретического наследия. Цена билета - 30 руб.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|