Версия для слабовидящих
ВТ - ВС: 10:00 - 18:00
ПН - выходной
(3822) 51-41-06
Выставки / Архив / Черно-белая поэма. Французская гравюра XVII–XIX веков
04.02.2022 - 19.04.2022

4 февраля открывается выставка «Французская гравюра XVII–XIX веков» из фондов Томского художественного музея. Экспозиция знакомит с основными этапами развития французской гравюры. В полном составе, как самостоятельный раздел коллекции графики музея, впервые экспонируются 45 работ первоклассных французских мастеров.

Самыми ранними из представленных работ являются пять листов Жака Калло, одного из первых мастеров, профессионально работавших в технике офорта. Созданные им виртуозные работы демонстрировали принципиально новое художественное видение и отличались техническими новшествами. Об этом позволяют судить его работы из популярных серий «Цыгане» и «Бедствия войны».

Во второй половине XVII века гравюра обрела грандиозные и пышные формы, что отвечало требованиям абсолютизма и активизировало обращение к технике резцовой гравюры. Первоклассными мастерами-репродукционистами были представленные в экспозиции С. Бурдон, Ж. Эделинк. Последний оставил целую галерею парадных портретов эпохи Людовика XIV и его окружения (около 200 работ). Лучший в его наследии экспонируемый в ряду других «Портрет художника Филиппа де Шампеня» выполнен с автопортрета живописца.

XVIII век стал временем расцвета резцовой гравюры во Франции. Ее основная функция оставалась репродукционной. Помимо мифологических и исторических сюжетов достойными внимания считались библейские, евангельские сюжеты, которые вдохновили Ж.Ф. Боварле на создание гравюры «Неверие Фомы», Н.Г. Дюпюи – «Мадонна на троне со св. Матфеем», Л. Суруга –«Жертвоприношение Авраама».   Продолжал успешно развиваться жанр портрета. Работы П. Древе, выполненные строгим чистым резцом, были образцом технического совершенства, что подтверждает представленный на выставке «Портрет Н. Буало». В экспозицию включены работы М.А.Г. Хортемельс «Портрет кардинала Гасто де Рохан де Субис» и Г.Ф. Шмидта «Портрет аббата Ж.Р. Биньон», также выполненные после оригиналов Г. Риго.

В XVIII веке под влиянием искусства рококо широко распространились смешанные техники резцовой гравюры на меди. В сочетании с офортом она достигла невероятных высот, поражая виртуозностью исполнения. Поэтическая фантазия «галантных празднеств» нашла отражение в работе Н.А. Тардье «Елисейские поля», одной из лучших в его наследии, награвированной с картины А. Ватто.

Отдельную группу в экспозиции составляет ряд шедевров, вошедших в «Сборник эстампов с наиболее известных картин Королевской галереи в Дрездене», «Королевский музей или собрание гравюр с самых красивых картин, статуй и барельефов…» из коллекции Лувра.

На рубеже XVIII–XIX веков очередным этапом развития печатной графики наряду с другими стала техника литографии, сменив малотиражные и дорогостоящие гравюры на меди. Она доведена до совершенства в представленных в экспозиции работах П. Гаварни «Старые лоретки» и Б.Р. Жюльена «Девушка с крестом».

Цена билетов:

Взрослый - 150 руб.

Льготный - 100 руб

Детский - 50 руб.

Приобрести билеты можно в кассе музея (пер. Нахановича, 3) или Онлайн по ссылке

Дорогие друзья! 2 апреля в зале выставки состоится праздничный КОНЦЕРТ «ВЕСЕННИЕ МОТИВЫ. К 40-ЛЕТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ». Для посетителей выставки концерт - бесплатно.  Начало в 16.30

Сюжет телеканала "Томское время" о выставке французской гравюры:


БОВАРЛЕ Жак Фирмен, начато КАНАЛЕ Джузеппе – BEAUVARLET Jacques Firmen, CANALE Giuseppe begаn. Аббевиль (Абвиль), 1731 – Париж, 1797. ФОМА НЕВЕРУЮЩИЙ. 1753–1757. С живописного оригинала О. Феррари. Резец

ГАВАРНИ (ШЕВАЛЬЕ) Поль ? GAVARNI (CHEVALIER) Paul. Париж, 1804 ? Париж, 1866. СТАРЫЕ ЛОРЕТКИ. Четырнадцатый лист из 329 серии «Маски и лица». Литография

КОШЕН II Шарль-Никола II – COCHIN II Charles-Nicolas II. Париж, 1715 – Париж, 1788. БОТАНИКА. Ок. 1745. Из ненумерованной серии «Различные аллегории» из 13 листов. С живописного оригинала Ж. Лажу. Резец

ОДРАН Жан – AUDRAN Jean. Лион, 1667 – Париж, 1756. ПОРТРЕТ ГЕНРИЕТТЫ АННЫ АНГЛИЙСКОЙ. С живописного оригинала В. Верф. Резец
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.